"Дай Бог человечеству пережить ХХI век"

Тема недели
Москва, 14.11.2005
«Эксперт» №43 (489)
Ни национализм, ни мультикультурность не способны решить проблему защиты стран европейской культуры от давления иммигрантов из третьего мира

Ученых - социологов и демографов - события во Франции совсем не удивили: чего-то подобного они ждали давно. Более того, они предупреждали о грядущих катаклизмах политиков, которые, как обычно, к этим голосам не прислушивались. Теперь мы имеем ту ситуацию, которую имеем, и важно хотя бы сегодня, когда еще не все потеряно, по крайней мере для России, не закрывать глаза на очевидное. К чему и призывает руководитель Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Анатолий Вишневский.

- Многие наблюдатели убеждены, что нынешние неприятности Франция накликала себе сама.

- Согласен. Франция, как и другие европейские страны, не уделила достаточно внимания интеграции иммигрантов. Она их приняла и использовала - с выгодой для себя. Да, те, кто стал гражданами, обладают теми же правами, в том числе и социальными, что и коренные французы. Алжирцы как уроженцы бывшей колонии получили гражданство автоматически. Остальные натурализуются в соответствии с законом. Формально все в порядке. Но такой идеи, что иммигранты должны стать полноценными французами, мне кажется, у французских властей, да и у всего общества не было. Эти люди как были, так и остаются в низу социальной лестницы. И территориальная сегрегация это только подчеркивает.

- Это было решение властей - селить их компактно в пригородах?

- Нет, просто в пригородах жилье более дешевое. Там поселились первые мигранты, а следующие ехали уже к своим, в обжитые места, что естественно. Вначале это были бидонвилли, а впоследствии правительство начало строить там же дешевое социальное жилье. Надо сказать, что в СССР политика расселения приезжающих в города была гораздо умнее: при раздаче жилья этнический принцип властями не учитывался. В Российской империи этнические анклавы в городах существовали, но в советское время всех селили вперемешку. И это правильно. Территориальная сегрегация порождает изоляцию от остального населения и возникновение на этой почве этнической солидарности, которая не всегда конструктивна. И тем не менее такой способ расселения в той или иной степени есть везде.

- Французы, как и прочие европейцы, терпимы, но участвовавшие в беспорядках подростки утверждали, что к ним относятся как к людям второго сорта.

- Этнической дискриминации там нет, но есть расслоение по социальному признаку. В этом смысле французское общество довольно закрытое, жестко стратифицированное. И если в детстве все вроде бы равны, белые и цветные детишки ходят взявшись за ручки, то по мере их взросления социальные барьеры начинают совпадать с этническими.

- Этнические анклавы - это на всю жизнь, или кому-то удается оттуда уйти?

- Чтобы уйти, надо преуспеть в жизни, а это случается с ними редко. Я преподавал во Франции несколько лет, в том числе и в Университете Сен-Дени, в тех местах, где начались парижские беспорядки. Но среди профессорского состава я выходцев из этой среды практически не видел. Если и встречался черный преподаватель, то он оказывался американцем. Хотя трогательные фил

У партнеров

    «Эксперт»
    №43 (489) 14 ноября 2005
    Бунт во франции
    Содержание:
    Революция у них в крови

    Если французское правительство не сумеет решить застарелые проблемы общества, Франция может подарить Европе еще одну великую революцию

    Наука и технологии
    На улице Правды
    Повестка дня
    Реклама