Время стальных супермаркетов

Спецвыпуск
Москва, 14.11.2005
«Эксперт» №43 (489)
Рынок "розничной" металлоторговли становится все более интересным для крупного капитала, в первую очередь отраслевого. В ближайшие годы здесь стоит ожидать множества сделок по слиянию-поглощению и крупных инвестиционных проектов

Розничный рынок торговли стальным прокатом, да и сами металлоторговые компании до последнего времени были terra incognita российского бизнеса. Сюда не дотягивались руки инвестиционных банкиров, капитализирующих все и вся, практически не ступала сюда и нога пытливого журналиста. Для публики металлоторговых компаний считай что не существовало: их не было в новостях, они отсутствовали в рейтингах, а информация об их владельцах и вовсе была тайной за семью печатями. Но вот буквально за последние два года ситуация изменилась. В последнем рейтинге "Эксперт-400" мы насчитали сразу трех представителей когорты металлоторговцев. Один из них ("Инпром") заявил о планах выхода с IPO на Лондонскую биржу, стали появляться сообщения и о сделках слияния-поглощения среди них. Металлоторговля перестала быть вещью в себе и пpевpатилась в объект пристального внимания капитала. Конечно же, отчасти пpоизошло это благодаpя высочайшим ценам на стальной прокат, державшиеся на мировом и внутреннем рынках в 2003-2004 годах. Но только ли конъюнктурные причины вынесли металлоторговлю из непубличных глубин на поверхность? Мы стали разбираться.

Скромности им не занимать

Весь рынок торговли металлом можно, весьма грубо, разделить на две части - первичный, или крупнооптовый, рынок, который создают сбытовые структуры крупнейших российских сталелитейных комбинатов, и вторичный рынок - рынок реальной металлоторговли, имеющий дело с множеством конечных клиентов. Не стоит путать вторичный рынок с рынком вторичных металлов, то есть продажей металлолома.

Первым делом мы попытались понять, насколько сильно сегментирована вторичная металлоторговля и кто здесь является лидером. Задача эта оказалась сама по себе непростой. Дело в том, что над pынком этим долгое время висела завеса если не тайны, то страстного желания собственников соответствующих бизнесов не допустить утечек о реальном состоянии дел в их компаниях. Вторичный, то есть посреднический, сегмент появился в России в начале девяностых. После исчезновения системы Главснаба сталелитейным комбинатам понадобилось как-то организовать сбыт собственной продукции в отсутствие денежных расчетов. Тогда и появились посредники, занимавшиеся взаимозачетами и получавшие за свою работу вагоны с металлом, которые они транзитом поставляли клиентам. Это был быстрый и легкий способ заработать большие деньги. Неудивительно, что именно к нему долгое время было приковано внимание всякого рода криминальных элементов.

Оказалось, например, сложно сходу вычислить реальные объемы продаж этих компаний. Металлоторговля - это в первую очередь торговля товаром со специальных складов. А торговля со склада дает недобросовестным бизнесменам возможность занижать реальные показатели: в то время как по бумагам на складе лежит одна и та же партия продукции, на самом деле продается несколько. Подобные манипуляции занижают не только реальные объемы продаж, но и, соответственно, pазмеp НДС. И именно поэтому госкомстатовская статистика оказалась не в состоянии помочь нам

У партнеров

    «Эксперт»
    №43 (489) 14 ноября 2005
    Бунт во франции
    Содержание:
    Революция у них в крови

    Если французское правительство не сумеет решить застарелые проблемы общества, Франция может подарить Европе еще одну великую революцию

    Наука и технологии
    На улице Правды
    Повестка дня
    Реклама