Аванс российской шине

Русский бизнес
«Эксперт» №44 (490) 21 ноября 2005
В оценке бизнеса российских шинников появился ориентир. В ходе IPO на Лондонской фондовой бирже инвесторы оценили стоимость шинной корпорации Amtel-Vredestein в миллиард долларов - дороже некоторых западных компаний

Российская шинная компания Amtel-Vredestein ("Амтел-Фредештайн") в ходе IPO на Лондонской фондовой бирже (LSE) разместила 27,1% своих акций на общую сумму 201,7 млн долларов. Всего Amtel-Vredestein эмитировала 67,5 млн акций, цена одной депозитарной расписки в ходе размещения была установлена на уровне 11 долларов. Таким образом, инвесторы оценили капитализацию почти в 742 млн долларов. Любопытно, что ранее компания рассчитывала продать свои GDR по 13-16 долларов за штуку.

Пожалуй, впервые в российской практике IPO прошло с заметным дисконтом от предполагавшихся оценок. Как правило, бумаги российских компаний в ходе размещения продавались с некоторой премией к заявленным заранее коридорам размещения. Что сыграло ключевую роль в этом "неудачном" размещении? Много или мало получила Amtel-Vredestein в результате IPO? Насколько "справедливо" оценили российский шинный бизнес иностранные институциональные инвесторы? "Эксперт" провел собственное исследование. И пришел к однозначному выводу: западные инвесторы выдали неплохой аванс российской шинной компании.

Ветры перемен

Объединенная компания Amtel-Vredestein построена на базе российских шинных предприятий. Предприниматель индийского происхождения Судхир Гупта, накопив первоначальный капитал на производстве соков и получив заемные средства, инвестировал деньги в российские шинные заводы, на тот момент недооцененные. Большая часть средств пошла на модернизацию трех шинных производств в Кирове, Воронеже и Красноярске, над которыми ему удалось установить контроль.

В состав "Амтела" вошли и два химических предприятия, производящие продукцию для шинной промышленности: "Амтел-Кузбасс" в Кемерове (химволокно и кордная ткань) и "Амтел-Карбон" в Волгограде (технический углерод).

В апреле 2005 года "Амтел" приобрел голландскую компанию Vredestein Banden В. V. - производителя шин класса "премиум", известного своей продукцией, разработанной совместно с итальянским бюро промышленного дизайна Giugiaro Design (см. "Голландский след российской шины", "Эксперт" N17, 2005 год). Кроме собственного производства в Нидерландах Vredestein организовывал производство по принципу аутсорсинга в Малайзии, Индии, Таиланде и Индонезии. Ежегодно компания реализовывала свыше 4 млн шин. Альянс Amtel-Vredestein вошел в число крупнейших в Европе производителей шин.

Теперь "Амтел" получил возможность использования разветвленной дистрибуторской сети Vredestein в Европе и Юго-Восточной Азии, а также получил возможность применять европейские технологии на своих российских предприятиях. Amtel-Vredestein входит в тройку лидеров шинного рынка России, в 2004 году совокупный объем российского производства компании составил более 14 млн единиц шинной продукции. Более половины выпускаемой продукции приходится на наиболее рентабельный сегмент шинного рынка - шины для легковых автомобилей.

И модернизация "Амтела", и приобретение активов происходили за счет заемных средств, а перепозиционирование компании как производителя высококачественных европейских шин