ИТ пубертатного периода

Международный бизнес
«Эксперт» №44 (490) 21 ноября 2005
На мировом рынке программного обеспечения происходит стремительная консолидация. Самые крупные сектора будут поделены между тремя-четырьмя глобальными игроками. Россияне в лучшем случае могут занять лишь несколько узких ниш

Мировой рынок программного обеспечения бурлит. Каждый месяц поступают сообщения о новых слияниях и поглощениях. Процесс начался в 2002 году и в 2005-м достиг апогея (см. таблицу). Symantec Corp., лидер в области защиты информации, сливается с Veritas Software, специализирующейся на программах по резервированию и безопасному хранению данных, сделка оценивается в 13,5 млрд долларов. Adobe, известная конечным пользователям графическим редактором Photoshop и программой Acrobat Reader, в апреле 2005 года объявила о покупке за 3,4 млрд долларов компании Macromedia, прославившейся в первую очередь технологией Flash для создания небольших по объему мультфильмов, пригодных для распространения через интернет (самый яркий российский пример такого клипа - "Масяня"). В июне 2005 года корпорация Sun Microsystems за 4,1 млрд долларов приобрела компанию StorageTek, специализирующуюся на хранении и обработке данных. Но всех перещеголяла корпорация Oracle - с января 2005 года она купила 11 компаний, потратив на это, по оценке руководителя направления ПО аналитической компании Ovum Дэвида Митчелла, около 19 млрд долларов. Oracle, ранее специализировавшаяся на базах данных и ERP-системах, на глазах компьютерной общественности превратилась в целый софтверный холдинг. Все началось с недружественного поглощения PeopleSoft - ближайшего конкурента по ERP-бизнесу. Эта компания неизвестна в России, но на Западе, особенно в США, она занимала существенную долю рынка. На сделку было потрачено 18 месяцев и 10,6 млрд долларов. Затем компания начала покупать отраслевые решения, среди которых производитель ПО для автоматизации розничной торговли Retek, крупнейший индийский производитель софта для банков I-flex (занимает 10% мирового рынка в своем секторе), и наконец 13 сентября корпорация обнародовала свое предложение купить за 5,85 млрд долларов (в виде наличных и акций) Siebel Systems Inc., ведущего поставщика решений CRM (customer relationship management - управление отношениями с клиентами). Примечательно, что основатель Siebel Томас Сибел до 1992 года работал в Oracle и был там одним из ведущих продавцов, а затем выступил с публичной критикой своего бывшего работодателя и в 1993 году основал свою компанию. Теперь все вернулось на круги своя. Oracle уже объявила, что в ближайшее время больше никого покупать не будет, но от других компаний индустрия ждет новых объявлений о поглощениях, дружественных и не очень.

Клиент на привязи

Причин такой активной консолидации несколько. Сейчас мировой рынок программного обеспечения по сравнению с другими рынками выглядит крайне раздробленным. Судя по данным IDC, по результатам 2004 года первые пять игроков (Microsoft, IBM, Oracle, SAP, Computer Associates) с трудом покрывают 35% рынка, первые десять - 42%. (Здесь и далее мы будем учитывать продажи стандартного, "коробочного" софта, исключая индивидуальные разработки приложений под заказ для отдельных клиентов.) И это неудивительно. Рынок молодой - ему всего тридцать, максимум сорок лет. Ко