Наркотик для внутреннего ребенка

Культура
«Эксперт» №44 (490) 21 ноября 2005
Современная культура впадает в детство. Место, зарезервированное для религиозных и идеологических доктрин, оккупирует сказка
Наркотик для внутреннего ребенка

В минувшую пятницу очередной, четвертый, фильм про маленького волшебника Гарри Поттера - "Гарри Поттер и Огненный кубок" - шагнул в широкий западный прокат. Российский старт намечен в двадцатых числах декабря. Поттериана для мирового зрителя уже стала привычным сказочным подарком под конец года. В следующем, кстати, придется обойтись: экранизация пятого романа Джоан Роулинг ожидается лишь в 2007-м... Впрочем, чуть приглядевшись к современному культурному ландшафту, понимаешь: чем-чем, а дефицитом сказки как жанра он не отмечен.

У Майка Ньюэлла, сменившего на посту режиссера поттерианы Криса Коламбуса и Альфонсо Куарона, задача оказалась максимально сложной. Ему необходимо было "упаковать" в киноформат самый сюжетно насыщенный из роулинговских романов. В целом Ньюэллу удалось не ударить в грязь лицом. Триллерная история магического квеста - состязания за обладание Огненным кубком, куда Гарри, юный волшебник-со-шрамом, оказывается втянут невольно и где в финале его ждет жутковатая встреча с возродившимся воплощением зла Волдемортом (разжившимся подгримированной личиной Рэйфа Файнза, что кажется то ли осознанной, то ли нечаянной иронической аллюзией на "Английского пациента"), смотрится на одном дыхании. Правда, Ньюэллу пришлось пожертвовать почти всеми побочными сюжетными линиями и теми мелкими бытовыми деталями, что, создавая атмосферу, добавляли прелести прежним частям кинопоттерианы; но несомненный режиссерский драйв и роскошь визуальных эффектов жертву эту почти оправдывают.

Российскую аудиторию в декабре ожидает "двойной удар": практически одновременно с киноверсией четвертого "Поттера" издательство "Росмэн" выбросит на рынок русский перевод шестого - "Гарри Поттер и Принц-полукровка". Этот грамотный маркетинговый ход - хороший повод, чтобы заметить, что нынешняя масс-культура у сказки, кажется, ощутимо загостилась.

Экспансия

В последние пять-десять лет сказка - вполне откровенная либо чуть замаскированная гримом смежных жанров - произвела стремительное наступление по всему фронту. Всемирный лакмус Голливуда демонстрирует это, конечно, всего нагляднее. Можно просто припомнить главные блокбастеры последних лет, а можно и поверить память коммерческой цифирью, заглянув, к примеру, в список самых доходных лент всех времен и народов. В первой двадцатке лишь пять позиций занимают не откровенно сказочные ленты, включая возглавляющий ее "Титаник". Прочие пятнадцать сплошь сказки. Без оговорок и исключений. Сказка эпическая (все три части "Властелина колец"). Сказка космическая (две из трех частей новых "Звездных войн" плюс "Звездные войны" оригинальные). Сказка волшебно-дидактическая (все три части "Гарри Поттера"). Сказка комиксовая (обе части "Человека-паука") - вряд ли необходимо доказывать, что кинокомикс, ставший бесспорным лидером в жанровом реестре крупнобюджетных голливудских развлечений, есть именно сказка, просто максимально синтетическая, конвейерная, стандартизированная (и в силу этого, должно быть, максимально универсальная: биг-мак среди биф