Инструмент новой региональной политики

На плоскости рейтинга "риск-потенциал" явственно проявились полюса и точки роста

За недолгую постперестроечную историю концепция российской региональной политики успела пережить как минимум четыре кардинально отличающихся друг от друга этапа.

Первый, до середины 90-х годов, был нацелен на противодействие дезинтеграции и борьбу с сепаратизмом. Затем, до конца 90-х главной целью было объявлено выравнивание уровня социально-экономического развития регионов.

На третьем этапе (2000-2005 гг.) практика "выравнивания" сочеталась с энергичным усилением властной вертикали и повышением зависимости регионов от центра. Именно тогда была принята целевая программа "Сокращения различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации".

Однако уже в этом году был совершен очередной поворот. По признанию Министерства регионального развития РФ, был достигнут предел эффективности политики выравнивания. Было предложено отказаться от практики механического подтягивания проблемных территорий до уровня "передовиков". В июне 2005 г. Минрегион представил Правительству страны новую "Концепцию стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации", в которой упор уже делается на дифференцированное развитие регионов, фактическое закрепление их роли в экономике России и территориальной структуре хозяйства.

Речь в Концепции идет, прежде всего, о приоритетном развитии регионов двух типов - "опорных" и "полюсов роста". Первые - это наиболее крупные, экономически развитые регионы России. Вторые - динамично развивающиеся средние и небольшие регионы. Предусматривается, что государственная поддержка будет оказываться, в первую очередь, для стимулирования именно таких регионов.

Пока ни опорные регионы, ни полюса явно не поименованы, о них можно лишь догадываться из контекста высказываний представителей власти. Однако рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России позволяет довольно объективно их выделить уже сейчас. Он в интегральном виде концентрирует и оценивает количество и качество социально-экономического, политического и экологического развития регионов. Ведь еще по результатам первого нашего рейтинга, в 1996 году мы предложили называть наиболее инвестиционно привлекательные регионы "полюсами роста".

На основании результатов рейтинга предлагается разделение российских регионов для целей региональной политики на семь типов (график 7 и карта) .

Первые три типа, - регионы-"локомотивы", "опорные регионы" и "полюса роста" объединяет наличие высокого инвестиционного потенциала и значительных внутренних ресурсов развития, позволяющих им достаточно устойчиво развиваться без существенной поддержки федерального центра.

Регионы-"точки роста" - небольшие по численности населения и экономической мощи, отличающиеся низким инвестиционным риском. В отличие от "полюсов роста" эти регионы имеют ограниченные перспективы экономического роста и уже через 10-15 лет достигают своего "потолка", когда даже высокая инвестиционная привлекательность не в состоянии "притянуть" дополнительные инвестиции вследствие ограниченности трудовых,

У партнеров

    «Эксперт»
    №44 (490) 21 ноября 2005
    Перемены во власти
    Содержание:
    Не по царской воле

    Последние кадровые назначения символизируют конец эпохи "ультрасиловиков". Готовить страну к выборам 2007-2008 годов будут профессиональные государственники

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Наука и технологии
    Реклама