Клондайк для инвестора

Туризм по полному праву претендует на роль национального проекта

Дискутируя о том, как диверсифицировать экономику страны, уйти от пресловутой сырьевой зависимости, обычно забывают о многих прибыльных в других странах сферах, связанных с потребительским сектором. С точки зрения инвестиционной политики наиболее интересна одна из этих сфер - туризм.

Обычно у нас его ассоциируют с мелкими туркомпаниями, малым бизнесом, народными промыслами и т.д. Отчасти это так. Однако оборот туриндустрии многих стран составляет десятки процентов ВВП. Туризм - это многомиллиардные проекты и прибыли. И речь не идет о значительном привлечении бюджетных средств. Зачастую для запуска таких национальных мегапроектов достаточно лишь политической воли и оргусилий власти. В качестве примера можно привести проект освоения черноморского побережья, о котором упомянул в своем интервью "Эксперту" министр регионального развития Владимир Яковлев. Около трехсот километров побережья Черного моря практически непригодны для отдыха из-за проложенной по пляжу железной дороги. Средства на ее перенос (порядка 3 млрд. долларов) вполне можно получить за счет продажи (если не готовы к продаже - долгосрочной аренды) прибрежных земель. А чтобы активизировать процесс нужно обременить продажу условием быстрого освоения участка. И лет через десять многие наши соотечественники забудут о Турции.

И постепенно благоприятные условия для инвестирования в сферу туризма начинают складываться и в России. В связи с природными катаклизмами, террористическими актами и военными конфликтами в последние годы происходит перераспределение туристских потоков, растет популярность внутреннего, увеличивается объем иностранного туризма в Россию. Многообразие природно-климатических зон, наличие природных лечебных ресурсов (минеральные воды, горячие источники, лечебные грязи), богатство историко-культурного наследия, делают туризм потенциально привлекательным для инвестора. В ряде регионов имеется целый комплекс условий, благоприятных для развития туризма.

Главная же российская проблема - отставание в уровне развития, тех объектов, которые обеспечивают прием, размещение и развлечения для туристов. В последние годы возрастают требования, предъявляемые к условиям проживания, качеству питания и оказываемых услуг. Данные о потребителях туристических услуг в России показывают, что 30% населения с наиболее высокими доходами пользуется 68,3% санаторно-оздоровительных услуг и 95,5% экскурсионных услуг, тогда как для 30% лиц с наименьшими доходами эти показатели составляют 1,4% и 0,4%, соответственно. Это означает, что класс обслуживания туристов должен быть высоким и в нашей стране. В настоящее время в большинстве регионов качество инфраструктуры туризма не соответствует международному уровню, к которому уже привыкла значительная масса российских туристов.

Растущая потребность в туристических услугах на территории России обусловила актуальность введения в состав рейтинга инвестиционной привлекательности нового вида потенциала - туристического. В состав этого потенциала входят четыре пара