По бензину плакать будем

Русский бизнес
Москва, 05.12.2005
Через три года Россия будет испытывать жесткий дефицит бензина, цена которого может вырасти до 40-50 рублей за литр. Только срочная модернизация нефтепереработки спасет ситуацию, считает вице-президент "ЛУКойла" Леонид Федун

Инициатором этого интервью была сама компания "ЛУКойл", изъявившая желание разъяснить ситуацию на рынке бензина и причины роста цен на автомобильное топливо. Мы ухватились за это предложение, ведь последние несколько лет политкорректные нефтяники особого желания общаться с прессой по поводу бензина не выказывали. Мы с нескрываемым интересом пошли на интервью с Леонидом Федуном, вице-президентом "ЛУКойла" и одним из основных акционеров компании. Оказалось, что бензиновая тематика для "ЛУКойла" - не просто повод в очередной раз напомнить о себе, но и новая идея, новый элемент стратегии компании.

Ждите апокалипсиса

- Поводом для нашего разговора послужили полученные нами специальные расчеты Федерального дорожного агентства и Московского автодорожного института по поводу прогноза прироста автомобилей в стране (см. график 1 - "Эксперт"). Ситуация с автомобилизацией очень сильно напоминает ту, что случилась у нас в свое время с телефонными трубками. Если бы кто-нибудь пять-семь лет назад сказал, что скоро у нас больше половины населения страны будет иметь мобильные телефоны, не много нашлось бы у него сторонников. Но это случилось. Так вот, сейчас такая же тенденция с автомобилями. Сравнительно скоро уже половина семей в нашей стране будет иметь один или несколько автомобилей. Это произойдет благодаря двум обстоятельствам. Во-первых, из-за роста потребительского кредитования: уже сейчас за относительно невысокую плату в двести долларов в месяц семья со средним достатком в состоянии стать владельцем машины. Во-вторых, из-за ожиданий появления дешевых иномарок, собираемых в России, а также в странах бывшего СССР и Китае.

Но проблема в том, что наша нефтеперерабатывающая индустрия в настоящий момент не готова к тому, чтобы заправлять такое количество автомобилей. Уже сегодня Москва приблизилась к Восточной Европе по уровню потребления автомобильного топлива (см. график 2). Мы ожидаем, что через семь-восемь лет наша столица достигнет уровня Греции, где в среднем один человек потребляет более 600 литров автотоплива, а Россия в целом подтянется к уровню Польши и Словакии, где потребление топлива находится в пределах 300-350 длитров на душу населения.

- Советский Союз понастроил довольно много НПЗ, и не все из них сейчас загружены полностью...

- У нас резко выросло потребление моторных топлив, в первую очередь бензина 92-й и 95-й марок. Потребления этих топлив в таком количестве в СССР не планировалось. К тому же некоторое количество мощностей с тех пор выбыло из строя. В первую очередь вылетел из отрасли грозненский промышленный куст, а новых НПЗ так и не было построено.

Решить проблему дефицита бензина какой-то легкой косметической модернизацией не удастся. Дело в том, что на большинстве наших НПЗ соотношение вторичных и первичных мощностей очень низкое (см. график 3. - "Эксперт"). Например, установленная мощность одного из российских НПЗ составляет 15 миллионов тонн, при этом вторичные процессы переработки обеспечивают лишь 5-6 миллионов тонн продукции.

-

У партнеров

    «Эксперт»
    №46 (492) 5 декабря 2005
    Экология
    Содержание:
    "Зеленые", учите китайский!

    Редакционная статья

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Политика
    Реклама