Операция над сиамскими близнецами

Русский бизнес
«Эксперт» №48 (494) 19 декабря 2005
Силовые структуры проверяют бизнес группы СОК. Ее позиции как основного партнера Волжского автозавода будут ослаблены, когда государство окончательно возьмет АвтоВАЗ под контроль
Операция над сиамскими близнецами

Офисы группы СОК посетили сотрудники МВД. По данным, появившимся в СМИ, 9 декабря были проведены проверка и выемка документов в московском офисе. Поводом послужили уголовные дела, возбужденные против бывших менеджеров АвтоВАЗа и близких к заводу структур по факту хищения денег и уклонения от уплаты налогов. Представители СОКа признают, что проверки имеют место, но утверждают, что они совершенно обычные и плановые. Что же касается московского офиса, то там, как сказал вице-президент группы Алексей Офицеров, уполномоченные структуры в последнее время вообще не были.

Несмотря на эти успокаивающие заявления, наблюдатели видят в проверках начало кампании, цель которой - ослабить или вовсе свести к нулю влияние группы на АвтоВАЗе. А поскольку на автозаводе вот-вот официально сменится власть (подробнее об этом см. "Кольцевое движение", "Эксперт" N 45 за 2005 год), то многие полагают, что инициатива проверки офисов СОКа исходит от нового хозяина тольяттинского предприятия - государства в лице ФГУП "Рособоронэкспорт".

В кольце СОКа

Группа СОК является основным партнером АвтоВАЗа. Начиная с 1997 года она получила контроль практически над всеми российскими предприятиями, которые были ориентированы на производство комплектующих для Волжского автозавода, а это сызранский "Пластик", владимирские "Автоприбор", ОСВАР и "Автосвет", Скопинский и Димитровградский автоагрегатные заводы. Сейчас СОК обеспечивает, по разным данным, от 30 до 60% поставок комплектующих. Кроме того, он крупнейший дилер вазовской продукции и контролирует продажи запчастей на вторичном рынке.

Однако слово "партнерство" не в полной мере отражает суть отношений между двумя компаниями. Периодически высокопоставленные и не очень менеджеры из одной структуры переходили работать в другую и наоборот. Много вопросов в свое время вызвало разрешение АвтоВАЗа собирать "четверки", "шестерки" и "восьмерки" на заводах "Иж-Авто" и "Рослада", подконтрольных СОКу. В принципе продажа другой компании права на выпуск снятой с производства модели - обычная мировая практика. Однако продавать такую модель можно только там, где она не будет составлять конкуренцию новинкам, например, в какой-то отдельно взятой стране. В данном же случае соковские "четверки", "шестерки" и "восьмерки" - прямая альтернатива вазовским "пятеркам" и "десяткам". Что еще более интересно, реализуются все эти машины через одну дилерскую сеть.

Эти да и многие другие факты породили разговоры, что СОК был основан менеджерами АвтоВАЗа, хотя в тех данных, что раскрывают сами компании, никаких указаний на общих владельцев нет. Тем не менее Фонд перспективных исследований и инициатив, опубликовавший сборник "Крупный российский бизнес-2003", назвал обе структуры одним конгломератом с общим руководящим составом.

Очень похоже на то, что конечной целью СОКа, с конца 90-х шаг за шагом сжимавшего вокруг АвтоВАЗа кольцо своих поставщиков, дилеров и менеджеров, был контроль над автозаводом. По некоторым данным, группа была очень близка к достижению цели.