Государственные гэги

Культура
Москва, 20.02.2006
«Эксперт» №7 (501)
В Суздале закончился 11-й Открытый российский фестиваль анимационного кино. Если судить по нему, в отечественную анимацию возвращается жизнь

Главный отечественный фестиваль анимации возник десять лет назад как продолжение традиционных семинаров в Болшеве, которые в советские годы считались невероятно престижными у профессионалов. Там собирались лучшие аниматоры со всей империи, смотрели фильмы, сделанные за прошедший год, и вели профессиональные разговоры. Оттого открытый анимационный фестиваль, который сначала проходил в Тарусе (откуда и пошла его эмблема: девочка Маруся с гусем), а теперь -- в Суздале, сразу был задуман как панорама всей отечественной анимации за год. Президент фестиваля Александр Татарский любит пошутить перед переполненным залом: "Если сейчас сюда упадет бомба, то российская анимация перестанет существовать".

Поначалу, во второй половине нищих 90-х, на фестивале показывали абсолютно все мультфильмы, которые делались в России. Было их совсем немного: студии без госдотации потихоньку умирали, а те, кто пытался выжить, зарабатывали в основном на зарубежных сериалах, где служили дешевой рабочей силой. Похвастаться было особенно нечем.

Как рассказывают, Госкино даже объясняло, почему почти совсем перестало давать деньги на анимацию: государство в советские годы финансировало огромное количество мультфильмов, из которых получался один шедевр, несколько очень хороших, а все остальное уходило в мусор. Теперь госсредства будут выделяться только на несколько хороших. На поверку оказалось, что внутри малого количества фильмов соотношение хорошего и плохого осталось прежним -- к концу девяностых на средства Госкино снимали меньше десятка картин в год, и практически все они были очень слабыми. Молодые аниматоры уходили из профессии и уезжали из страны. Говорили, что отечественная анимация умерла.

Перелом произошел в 2003 году, когда государство объявило, что готово поддерживать производство мультфильмов для детей, и направило маленький ручеек нефтяных денег в сторону анимационных студий. Ситуация начала выправляться буквально на глазах, хотя для того, чтобы восстановить производство, студиям приходилось с трудом собирать разбитые полки: в строй возвращались комиссованные, под знамена вставали дети -- молодые художники, которых учили прямо в процессе работы. Снова начинал снимать в России кое-кто из уехавших.

Когда было объявлено, что на 2006 год на поддержку российских мультфильмов государство выделило уже 10 млн долларов, Татарский сказал: "Поздравляю, годовой бюджет нашей анимации почти равен четверти бюджета 'Шрека'"!

Промоушн на будущее

Во всем мире главный доход анимационным студиям приносят сделанные для телевидения сериалы. Они должны укладываться в определенный формат: полный пакет серий (не меньше 52 штук для еженедельного показа в течение года), удобная длительность -- 26 минут (это полчаса показа с рекламой) или, соответственно, 13 минут, 6,5 или 3 минуты. Вторая доходная статья, заработавшая в последнее время, -- полнометражное кино.

В коммерческую гонку включились и отечественные компании. Начали, как ни странно, с полного метра, хотя здесь у нас не было ни опыта,

У партнеров

    «Эксперт»
    №7 (501) 20 февраля 2006
    Реформа энергетики
    Содержание:
    "Мы читали, что это должно работать"

    Руководители РАО "ЕЭС России" собираются проверить невидимую руку рынка на эффективность. Полигоном для смелого эксперимента станет российская теплоэнергетика

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Реклама