Новая география моды

Русский бизнес
Москва, 20.02.2006
Шить одежду и обувь в Китае многим российским компаниям становится невыгодно. Поэтому они начинают искать новые производственные площадки -- в странах Азии и Восточной Европы, а также и на родине

В последнее время многие российские одежные и обувные компании, отшивающие свои изделия в Китае, вдруг заговорили о возможном переносе заказов в другие страны. "Мы стали меньше шить в Китае и все больше присматриваемся к фабрикам в Юго-Восточной Азии и Восточной Европе", -- говорят сегодня многие отечественные производители. А ведь еще недавно считалось, что в Китае -- самое оптимальное с точки зрения соотношения цена--качество производство. И до сих пор почти 80% российских брендов одежды и обуви отшивается в Китае. Почему же наши производители задумались о смене производственных стратегий?

Путь на восток

Развивать контрактное производство в Китае отечественные производители стали, столкнувшись с отсутствием необходимой производственной инфраструктуры внутри страны. Чтобы работать на таких конкурентных рынках, как обувной или одежный, российским компаниям нужно было или самим создавать производство, или же размещать заказы по аутсорсингу и сосредоточиться только на брендах, дизайне и сбыте. Собственное производство стали развивать лишь немногие компании, в основном бывшие советские фабрики: "Первомайская заря", "Большевичка", Смоленская чулочно-носочная фабрика и прочие, которым производственные мощности достались по наследству. Из новых же компаний лишь единицы отважились построить фабрики с нуля (к ним относятся, например, компании "Глория Джинс" и Vassa) -- слишком уж больших инвестиций это требовало. Большинство российских брендированных компаний стали развиваться по второму пути: отдавая производство на аутсорсинг в другие страны, прежде всего в Китай. К тому времени благодаря заказам ведущих мировых компаний (Mexx, Nuf-Nuf, Mango, Reеbok, Adidas и проч.) там начала складываться мощная индустрия производства одежды и обуви.

Некоторые отечественные розничные бренды -- Savage, Sela, YAX, Concent Club, Mackler -- специально создавались под китайскую производственную базу. Большинство же компаний -- O`Stin, "Твое", "Парижская коммуна", "Панинтер", Tervolina -- постепенно стали включать Китай в свои производственные планы. В последние годы компании, которые шьют в Китае, а продают в России, -- самые динамичные в отечественном легпроме: ежегодно они растут на 2030%. Что же заставляет сегодня некоторых из них менять сложившийся бизнес?

Технологический рывок Китая

"В последний год у нас упала прибыль. Китай -- уже не самая дешевая фабрика планеты", -- говорит Александр Тонконог, генеральный директор компании Mackler, производящей мужскую одежду. За последние четыре года себестоимость производства в Китае возросла в среднем на 40%, а по отдельным категориям товаров -- даже на 7080%. И вызвано это многими причинами.

Прежде всего, уровень квалификации китайских фабрикантов за последние годы существенно вырос. Сегодня в Китае можно сделать любой продукт -- от самого дешевого до люксового. Но производить качественный продукт стоит недешево, и, как правило, делать это могут только фабрики, построенные с участием европейского капитала и менеджмента в разв

У партнеров

    «Эксперт»
    №7 (501) 20 февраля 2006
    Реформа энергетики
    Содержание:
    "Мы читали, что это должно работать"

    Руководители РАО "ЕЭС России" собираются проверить невидимую руку рынка на эффективность. Полигоном для смелого эксперимента станет российская теплоэнергетика

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Реклама