Паутина номер два

Наука и технологии
Москва, 20.02.2006
«Эксперт» №7 (501)
Можно ли заработать серьезные деньги на "втором интернете", пока непонятно, но венчурные инвесторы вкладывают в него приличные суммы, и это сигнал для рынка

Популярный блог eHub каждый день публикует анонсы самых разных новых сайтов, которые объединяет только одно: все они занесены редактором Эмили Чанг в категорию "интернет нового поколения", или на языке интернетчиков Web 2.0 ("веб два-ноль"). Сейчас в каталоге eHub 546 сайтов, и каждый день этот список пополняется на несколько позиций.

Вряд ли вице-президент издательского дома O`Reilly Media Дэйл Догерти предполагал, какая бурная жизнь суждена термину, который он придумал в середине 2004 года для названия конференции по новинкам интернета, -- Web 2.0, "вторая версия веб". Так -- номерами -- в софтверной индустрии обозначают новое издание продукта, в который внесены принципиальные изменения. К лету 2005 года, накануне второй одноименной конференции, этот термин неожиданно стал так же моден, как когда-то дотком. Интернет-компании одна за другой называли себя Web 2.0, а репортеры и инвестиционные аналитики обсуждали его без перерыва. Осенью 2005 года непрестанный информационный шум привел к тому, что над термином стали посмеиваться сетевые остроумцы, а аналитики начали говорить о "пузыре веб 2.0".

Несмотря на то что термин стал ходовым, единства в его понимании не наблюдается. "Веб 2.0, как многие важные концепции, не имеет жесткой границы, но, скорее, 'гравитационное ядро'", -- говорит основатель O`Reilly Media Тим О`Рейли, влиятельный интернет-гуру. О`Рейли называет в числе основных свойств веб 2.0 ориентацию на создание контента и его классификацию силами не персонала сайтов, а самими пользователями интернета, радикальную децентрализацию в сочетании с радикальным доверием, обмен и "микширование" данных с разных сайтов и "подключение длинного хвоста" -- вовлечение в клиентскую сеть мелких и мельчайших партнеров.

Такая схема охватывает практически все новинки последних лет: О`Рейли называет в числе веб 2.0 и рекламу по поисковым словам (Google AdSense), и сайты интернет-объявлений (Craigslist), и фототеки (Flickr), и Википедию, и блоги, и даже файлообменные системы (BitTorrent). Практически в рамках этого описания именем веб 2.0 может назваться почти любой сайт. Предприниматель Марк Сигал определяет веб 2.0 как интернет-сервисы. "Это прикладная модель, где грань между программой и сервисом стирается", -- говорит Сигал. По О`Рейли, основным признаком Web нового поколения является превращение интернета из хранилища информации в "платформу", то есть средство для решения целого ряда новых задач. Сайт или программа веб 2.0 не библиотека разнообразного контента, а программная среда для формирования этого контента, иногда довольно сложная.

Сеть любителей

Ориентация на коллективное наполнение Сети вместо профессионального, то есть "официального", вызывает доверие не у всех и не сразу. Не все готовы поверить, что авторы "из Сети" могут быть так же талантливы, как те, кого печатают на бумаге, а анонимные эксперты с неофициальных сайтов такими же знающими, как титулованные профессора. Известный аналитик Николас Карр подверг новые тенденции уничтожающей критике

У партнеров

    «Эксперт»
    №7 (501) 20 февраля 2006
    Реформа энергетики
    Содержание:
    "Мы читали, что это должно работать"

    Руководители РАО "ЕЭС России" собираются проверить невидимую руку рынка на эффективность. Полигоном для смелого эксперимента станет российская теплоэнергетика

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Реклама