Знак хорошего рынка

Русский бизнес
«Эксперт» №11 (505) 20 марта 2006
"Аптека-Холдинг" продан британской компании Alliance Unichem. Это первая крупная сделка с участием западного профильного инвестора на рынке фармацевтической дистрибуции
Знак хорошего рынка

Alliance Unichem ­- третья по величине европейская компания, занимающаяся распространением товаров для здоровья, с оборотом 12,7 млрд евро -- приобрела 96% акций российского фармдистрибутора "Аптека-Холдинг" у американского инвестиционного фонда Carlyle. Сумма сделки составила 31 млн долларов.

Эксперты считают выбор британцев очень удачным. "'Аптека-Холдинг' -- успешная прозрачная компания с очень сильной командой", -- заявил Вениамин Мунблит, директор по исследованиям CET. Это седьмой по объему выручки отечественный фармдистрибутор. В прошлом году оборот компании вырос на 40%, превысив 300 млн долларов.

Новые хозяева "Аптека-Холдинга" заявили, что в течение двух-трех лет они намерены вывести компанию в тройку лидеров российского рынка. Для этого они инвестируют в расширение самой дистрибуторской сети, строительство новых складов и офисов (объем инвестиций пока не определен). Кроме того, российской компании будут переданы технологии, которые, по общему мнению, на несколько шагов опережают отечественные.

Требуется взрывной рост

Сама по себе задача вхождения в тройку лидеров рынка легко решаема для "Аптека-Холдинга": требуется удвоить оборот. Учитывая высокие темпы роста компании, это вопрос двух-трех лет и без иностранной помощи. Другое дело -- существенно сократить гигантский разрыв между первой двойкой и всеми остальными. Чтобы потеснить монстров рынка "Протек" и "СИА Интернешнл", "Аптека-Холдингу" необходимо нарастить обороты в пять-шесть раз.

Некоторые эксперты такое развитие событий считают маловероятным даже при участии западного инвестора. "Чтобы 'Аптека-Холдинг' смог настолько увеличить доходы, нужно, чтобы большая часть аптек почему-то вдруг отказалась от услуг 'Протека' и 'СИА Интернешнл' и ушла к 'Аптека-Холдингу'. Это возможно только в том случае, если 'Аптека-Холдинг', допустим, враз снизит цены на тридцать процентов. Это нереально. 'Аптека-Холдинг' будет постепенно улучшать сервис, ну и другие сделают то же самое. Массового перехода не будет", -- считает Вениамин Мунблит.

Однако высказывается и такое мнение, что союз с западным инвестором приведет к взрывному росту конкурентоспособности "Аптека-Холдинга". "Действуя через Alliance Unichem, 'Аптека-Холдинг' сможет получать более крупные товарные кредиты от фармпроизводителей, а значит, увеличатся объемы лекарств, которые компания везет в Россию, и ассортимент. Только за счет этого дистрибутор имеет возможность уже в течение одного года в три раза увеличить обороты", -- уверен Андрей Младенцев, генеральный директор "Нижфарма". Он считает, что повысится и эффективность бизнеса российской компании, поскольку Alliance Unichem, приобретая большие объемы лекарств у производителей, имеет от них значительные скидки, которыми он поделится с "Аптека-Холдингом".

Что касается технологий, то, по словам Александра Кузина, гендиректора консалтинговой фирмы DSM Group, Alliance Unichem поставляет лекарства в свои аптеки до четырех раз в день. Возможно, сейчас российские аптеки и не готовы к такому серв