Бриллианты не для туземцев

Русский бизнес
«Эксперт» №13 (507) 3 апреля 2006
Перевод "Алросы" под федеральный контроль идет уже пять лет -- слишком запутанны отношения собственности в Якутии и слишком серьезные уступки вынуждена предлагать Москва, чтобы сломить сопротивление якутских властей
Бриллианты не для туземцев

История ЗАО "Алроса" (первоначально называлась "Алмазы России - Саха") уникальна - как с юридической точки зрения, так и с точки зрения бизнеса. Компания создавалась на базе советского НПО "Якуталмаз", объединяющего все алмазные прииски Западной Якутии, но совсем не так, как прочие сырьевые монополии. До сих пор большинство нормативно-правовых документов, регулирующих ее деятельность, либо секретны, либо конфиденциальны, либо труднодоступны (см. таблицу 1).

Тогдашний якутский президент Михаил Николаев пожелал объявить имущество НПО "Якуталмаз" собственностью Якутии, видимо, буквально поняв обращение Бориса Ельцина к регионам - "берите столько суверенитета, сколько проглотите". Федеральному центру при этом подсунули акции управляющей компании, да и тут пожадничали - отдали только 37%. Для эксплуатации горнообогатительных комбинатов и вспомогательных служб было решено создать новую структуру - ЗАО "Алмазы России - Саха". В ходе нескольких раундов переговоров с тогдашним председателем федерального правительства Егором Гайдаром была выработана схема акционирования: федеральным структурам досталось 37% акций, якутским государственным органам - 40, а оставшиеся 23% были распределены среди работников "Якуталмаза". На момент создания "Алросы" в 1992 году имущества у нее было всего ничего: пара зданий в Москве. А основные средства производства, отошедшие к Якутии, были взяты в аренду на 25 лет, причем рентные платежи в пользу местного бюджета составили огромную сумму - около 300 млн долларов в год. Даже за Байконур Казахстану мы платим меньше.

Алмазы России, не Саха

Новый президент России Владимир Путин ясно обозначил вектор своей внутренней политики - укрепление федерализма и возвращение под центральный контроль стратегически важных отраслей промышленности, причем не только нефтянки и газовой индустрии. Весной 2001 года дошло дело и до алмазов. Путин поручил федеральным ведомствам (Минфину, Минимущества, Минэкономразвития, ФСБ и др.) принять меры "по возвращению федеральной доли в уставном капитале "Алросы"".

Однако поначалу дело не заладилось. Либеральные министры (Кудрин, Греф) были перегружены текучкой, а также болезненным для власти делом Михаила Ходорковского и компании ЮКОС. Ельцинские ставленники (Волошин, Касьянов) не проявили энтузиазма в выполнении этого поручения, следуя джентльменскому соглашению между Борисом Ельциным и якутским президентом Михаилом Николаевым начала 90-х.

Впрочем, федеральные министерства (аппарат правительства, Кудрин, Греф) довольно быстро создали несколько вариантов федерализации "Алросы". В первом из них, разработанном аппаратом правительства, предлагалось отменить ключевой указ Ельцина (тот самый секретный Указ № 158С, который и привел к тому, что алмазными активами стала напрямую владеть Якутия) и создать ГУП с возвратом имущества НПО "Якуталмаз" в федеральную собственность. Второй вариант, предположительно вышедший из недр ведомства Грефа, предлагал преобразовать ЗАО "Алроса" в ОАО "Алроса", выпустить допэмиссию акци