Доктор в рейтинге

Спецвыпуск
«Эксперт» №13 (507) 3 апреля 2006
В условиях непрозрачности и неразвитости рынка медицинских услуг объективным мерилом уровня лечебно-профилактических учреждений становятся рейтинги. Первый опыт их присвоения уже есть

Система оказания платной медицинской помощи в России уже вполне сложилась. На оказание коммерческих услуг перешли практически все ведомственные лечебные учреждения, стремительно расширяют свое присутствие на рынке частные медицинские центры. Причем спрос на высококачественную медицинскую помощь растет высокими темпами, значительно опережая рост предложения медицинских услуг. Словом, частная медицина -- весьма прибыльный бизнес: рентабельность многих медицинских компаний превышает 25%. О востребованности коммерческой медицины свидетельствует и развитие рынка добровольного медицинского страхования, растущего на 15-20% ежегодно.

Учитывая эти факторы, рейтинговое агентство "Эксперт РА" осуществило пилотный проект по оценке качества медицинских услуг. По результатам исследования российским лечебно-профилактическим учреждениям были присвоены первые рейтинги.

Конфликт интересов

Несмотря на бурный рост, рынок медицинских услуг по-прежнему остается одним из самых непрозрачных. Ситуация усугубляется тем, что в медицинской рознице пациенту практически невозможно объективно оценить качество предоставляемой ему услуги -- для этого необходимо обладать специальными знаниями. Более того, даже выбор лечебного учреждения по ценовому критерию в большинстве случаев затруднен или невозможен. Дело в том, что очень непросто ориентироваться в прайс-листах медицинских фирм, насыщенных терминами, к тому же в них отсутствует унифицированная информация о необходимых диагностических исследованиях и лечебных процедурах. Результат: выбор медучреждения происходит вслепую или под влиянием "сарафанного радио".

Со схожими проблемами сталкиваются и страховые компании, стремящиеся предложить покупателям полисов ДМС качественные медицинские услуги по приемлемой цене. В результате между страховыми компаниями и лечебными учреждениями неизбежно возникает конфликт интересов. Страховщики пытаются снизить объем необоснованных выплат, в то время как медицинские компании, стремясь увеличить свои доходы, нацелены на оказание как можно большего количества услуг, включая те, что по медицинским показаниям и не требуются. Проблемой становится и постоянный рост цен на медицинское обслуживание, значительно превышающий инфляцию. При этом, по свидетельству многих страховщиков, качество лечения не улучшается, а иногда даже, напротив, заметно снижение уровня оказываемых услуг.

Примиряющий рейтинг

Для защиты своих интересов страховщики вынуждены создавать службы контроля за деятельностью медицинских организаций, инвестировать значительные средства в открытие собственных клиник с почти стопроцентным контролем за оказанием медицинских услуг. Однако мировой опыт развития медицинского страхования показывает, что такой путь не перспективен -- классическое ДМС предполагает оказание медицинской помощи силами независимых медицинских учреждений, а не подконтрольных страховщику.

Поэтому рейтинги, которые присвоило лечебно-профилактическим учреждениям (ЛПУ) рейтинговое агентство "Эксперт РА", -- один из первых ша

Методика рейтингования

Основные оцениваемые показатели:

1. Потенциал лечебно-профилактических учреждений в сфере предоставления медицинских услуг:

  • спектр услуг;
  • уровень услуг;
  • профессионализм персонала;
  • техническая и технологическая насыщенность подразделений;
  • уровень эффективности медицинской помощи.

2. Удовлетворенность пациентов предоставленными услугами:

  • оценка приемного отделения и правил внутреннего распорядка больницы;
  • оценка больничной среды, включая питание и контакты с персоналом больницы;
  • оценка деятельности медицинских сестер;
  • оценка деятельности врачей.

Критерии оценки

Данные, предоставляемые заказчиком:

  • основные финансово-экономические показатели
  • перечень оказываемых лечебно-диагностических услуг
  • перечень основного лечебно-диагностического оборудования
  • данные о сотрудниках ЛПУ
  • общая площадь помещений и план размещения подразделений ЛПУ
  • санитарно-эпидемиологическое заключение.

Данные, предоставляемые экспертам в ЛПУ во время экспертизы:

  • выборочные истории болезни пациентов без указания паспортных данных
  • сопроводительная документация к медицинскому оборудованию.

Экспертиза по 6 направлениям:

  • терапия
  • хирургия
  • лабораторное дело
  • функциональная диагностика
  • реанимация
  • сервис и управление.

Удовлетворенность пациентов:

  • результаты опросов.