Ни капли без штрих-кода

Русский бизнес
«Эксперт» №13 (507) 3 апреля 2006
На российском рынке алкоголя назревает кризис. Свыше 100 млн литров этой продукции находится на российских таможенных пунктах, все беднее ассортимент в магазинах

Нынешняя ситуация сложилась по двум причинам. Главная из них -- с 1 апреля запрещен импорт в Россию алкоголя с акцизными марками старого образца. Марки нового образца, введенные с 1 января 2006 года, поступали импортерам и на отечественные заводы в недостаточном количестве (о приостановке производства в марте объявляли даже такие алкогольные гиганты, как "Кристалл" и "Топаз"). Крупный украинский импортер крепких напитков компания Nemiroff заявила, что ожидает поступления новых акцизных марок не ранее чем через месяц-три. В таких условиях импортеры пытались ввезти как можно больше товара до 1 апреля. По информации крупнейшего российского импортера холдинга "Винный мир", за I квартал 2006 года импорт алкоголя в Россию превысил объемы прошлого года в 2,8 раза. Для российских таможенных органов работа в условиях тройного увеличения грузов и введения новых правил стала проблемой. Весь груз они так и не смогли обработать.

Вторая причина кризиса на рынке алкоголя -- постановление Роспотребнадзора, приостановившего с 27 марта действие выданных ранее санитарных заключений на вино и виноматериалы из Молдавии и Грузии. Главный санитарный врач РФ глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко аргументирует это решение тем, что "при производстве винограда в указанных странах, используемого для приготовления вина и виноматериалов, применяются пестициды, в том числе второго и третьего классов опасности". Так что вино из этих стран не только нельзя ввозить, но нельзя продавать и уже ввезенное. Если же вино, находящееся на полках и в вагонах, не будет реализовано, то ущерб, по оценке Национальной алкогольной ассоциации, может составить 600─700 млн долларов.

По прогнозу председателя совета директоров холдинга "Винный мир" Петра Каныгина, приостановка импорта продлится до октября. И вот почему. Новые акцизные марки несут на себе более полную информацию и специальный штрих-код. А все предприятия-производители и импортеры должны быть подсоединены к Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС), куда путем автоматического считывания штрих-кода обязаны в режиме реального времени передавать сведения о количестве выпущенной продукции. Но сама ЕГАИС еще не готова к эксплуатации!

И производители, и импортеры полагают, что в конце концов импорт алкоголя со старыми марками возобновят, отодвинут и принятый сейчас срок (до 1 июля) окончания реализации бутылок со старой маркировкой. Но, по самым оптимистичным прогнозам, изменение сроков произойдет не ранее середины апреля.

По оценке Союза участников алкогольного рынка, рынок крепких напитков, где импорт составляет 7─8%, будет развиваться стабильно и даже расти. Выгоднее сначала сделать марки на водочную продукцию (акциз на водку значительно выше), и тогда водочные заводы начнут работать первыми. Что же касается вина, то в последнее время этот рынок рос в основном за счет более дешевого сегмента (до 100 руб. за 0,75 л). Спрос на этом рынке высоко эластичен по цене, поэтому компенсация в потреблении возможна