Троянский конь попал в западню

Международный бизнес
«Эксперт» №15 (509) 17 апреля 2006
Британская BAE Systems выйдет из капитала Airbus, чтобы сосредоточиться на партнерстве с США. Но для этого ей придется продать акции авиагиганта ниже рыночной цены. Этим могут воспользоваться Испания, Италия, Россия и Китай
Троянский конь попал в западню

Н

а прошлой неделе совет директоров британской аэрокосмической корпорации BAE Systems принял политическое решение о выходе из состава акционеров Airbus и о продаже 20% акций этой компании панъевропейскому оборонному гиганту EADS. По словам главного исполнительного директора BAE Systems Майка Тернера, это решение полностью отвечает новой стратегии его компании, в соответствии с которой BAE Systems намерена существенно укрепить свои позиции на американском рынке оборонных и космических технологий. "Акции Airbus -- замечательный объект для инвестиций, -- говорит г-н Тернер. -- Но для нас пришло время их продать, чтобы сосредоточиться на реализации программы трансатлантического партнерства с США".

Если сделка состоится, EADS станет единственным акционером Airbus, его доля в капитале этой компании увеличится с 80 до 100%. Единственное, что может этому помешать, -- массовые акции протеста британских профсоюзов, организовавших мощное давление на правительство страны. Сейчас в самой BAE Systems работает более 15 тысяч британцев и еще около 200 тысяч местных специалистов занято у субподрядчиков на производствах, непосредственно связанных с авиастроением. Как заявил лидер профсоюзной организации GMB Джон Уилсон, "если BAE Systems выйдет из капитала Airbus, примерно треть сотрудников авиационной индустрии страны может потерять свою работу, поэтому мы требуем немедленного вмешательства британских властей". По мнению профсоюзного деятеля, правительство Великобритании "должно сказать свое слово и заблокировать сделку". Впрочем, Майк Тернер уверен, что британские власти свой выбор уже сделали: BAE Systems контролируется государством, и все важнейшие решения совет директоров компании принимает только по согласованию с правительством страны.

На вторых ролях

Стремление британских властей четко сориентировать BAE Systems на партнерство с США легко объяснимо. Гигантский научно-технический потенциал крупнейшей аэрокосмической корпорации Великобритании, позволяющий ей самостоятельно конструировать и производить практически весь спектр военных и гражданских самолетов, в последние десятилетия оказался невостребован. После создания с французами в 1968 году знаменитого Concorde BAE Systems так и не выпустила ни одного нового магистрального пассажирского самолета. Да и сам проект "Согласие", в соответствии с которым предполагалось наладить массовое производство сверхзвуковых пассажирских авиалайнеров, можно считать успешным лишь условно -- за тридцать лет было выпущено всего два десятка таких машин. Как выразился экс-президент EADS Филипп Камю, "истинного взаимопонимания в работе над этим проектом между французами и британцами достичь так и не удалось". Не получили мощного развития и военные авиастроительные программы BAE Systems, прежде всего по созданию на базе истребителя Harrier нового поколения самолетов вертикального взлета и посадки. Наконец, британцы не смогли занять подобающего места и в общеевропейских кооперационных проектах.

К "большой семье" Airbus BAE Syste