Масскульт со сливом

Культура
«Эксперт» №15 (509) 17 апреля 2006
Отечественная литература породила странный жанр -- инсайдерский триллер. Беллетристика без боя занимает позиции, оставленные СМИ
Масскульт со сливом

Схватки политических бульдогов под кремлевскими коврами. Тайные пружины экономических переделов. Реальные технологии распределения власти и денег. Соблазнительные конспирологические версии происходившего вчера и скрытые, залакированные пиаровским гламуром тенденции, формирующие завтра. Изнанка отечественной политики и экономики все чаще проникает в общественное сознание "с черного хода" -- через литературу.

Речь вовсе не про нон-фикшн. Сублимированные в книжку с броской обложкой результаты глубокого политического бурения или рискованных investigations, предпринятых газетными разгребателями грязи, которые на Западе способны потягаться за место в топ-листах бестселлеров если не с Гарри Поттером, то со Стивеном Кингом, остаются в России жанром достаточно маргинальным. Хотя и тут есть существенные подвижки: что диггерские откровения Елены Трегубовой, что кокетливый мемуар Ирины Хакамады, что панюшкинские ламентации по поводу истории Ходорковского, что разрывные пули, отливаемые несгибаемым Лимоновым (включая и последний опус "против Путина"), уже несколько лет как попадают в большую ротацию, критическую и читательскую. Но куда любопытнее массированная инвазия "политэкономии" в беллетристику.

Угадайка для читателя

Инвазию эту не констатирует сегодня только ленивый. Имена передовиков у всех на слуху. Проханов, который в "Политологе" с энтузиазмом фаната-энтомолога подверг вивисекции все родимые "элиты" от притихших олигархов до полинявших красно-коричневых и от забубенной демшизы до крепчайших позвонков вертикали власти. Доренко, который, будучи катапультирован из телекиллеров, отомстил Кремлю порцией яду: превратил в своем "2008" Путина с Березовским в связанную узами фрейдистской любви-ненависти пару, а чиновную верхушку страны -- в альфа- и бета-самцов из обезьяньей стаи.

Но и это далеко не все. В игру включаются "низкие жанры", и каналом если не для слива компромата, то для вброса лакомой инсайдерской информации становится триллер, политический детектив, шпионский боевик.

Таков "Заложник. Операция 'Меморандум'" Александра Смоленского и Эдуарда Краснянского, выпущенный месяц назад с большой помпой (включающей даже и растяжки над Садовым кольцом) издательством "Вагриус". Сюжет 600-страничного кирпича охватывает три с половиной года -- с октября 2002-го по март 2006-го -- и пяток стран и заставляет отплясывать чечетку половину политической элиты РФ. Начинается все с убийства чекистом-чистильщиком чересчур болтливого дальневосточного губернатора. И вот уже спецслужбы, олигархи, политики и чиновники занимаются кто поисками, а кто созданием помех поискам таинственного меморандума, документа, оговаривавшего якобы тайные условия передачи власти от первого президента России второму, нынешнему, и больше того -- от нынешнего президента следующему! Мечутся по городам Европы майоры ФСБ и полковники МВД, русские магнаты и министры слетаются на тайную встречу в нормандском поместье режиссера Люка Мартена, в котором легко опознается Люк Бессон, дочь прошлого прези