Без мелкопоместных комплексов

Русский бизнес
«Эксперт» №16 (510) 24 апреля 2006
Как региональному среднему бизнесу выйти на общероссийскую орбиту? Очень просто: не наступать на горло собственной песне, любить местного потребителя и помнить о мировом рынке. Об этом свидетельствует опыт компаний Поволжья
Без мелкопоместных комплексов

-- Что нужно сделать, чтобы ресторан процветал?

-- Готовить там вкусную еду.

-- Только не рассказывайте анекдот про то, что нужно больше заварки класть.

-- Хорошо, вот вам другой анекдот.

После этого мой собеседник, основатель самарской группы компаний "У Палыча" Андрей Сульдин, с минуту набивает трубку, потом не спеша затягивается, выдыхает и продолжает:

-- Вызывает шах вечером евнуха и говорит, какую жену ему надо привести. Евнух привел, подождал, отвел обратно в гарем. Шах опять его вызывает, просит следующую. Так евнух ходил туда-сюда всю ночь, а под утро, падая от усталости, спрашивает шаха: "Как так? Я и то умотался, а вы такой бодрый". Шах отвечает: "Просто надо любить свою работу".

Твердое намерение получать удовольствие от своего дела, отсутствие суеты и внимание к деталям, пожалуй, то, что отличает руководителей четырех успешных компаний Поволжья, беседовавших с корреспондентом "Эксперта". Казалось бы, технологичнее сделать сеть однотипных ресторанов, чем возиться с фуд-кортом, кинокафе, трактиром, тремя разноформатными ресторанами, а еще с чайными салонами и бутиками шоколада. Но. "Сеть -- это скучно", -- говорит Андрей Сульдин. "Когда мы перестали заниматься автоматизацией банков, доходным, между прочим, делом? Когда тот же сервис стали предлагать в Москве сто фирм, в Нижнем -- двадцать. Когда есть уже освоенная технология, все знают, как это делается, и все упирается в какие-то деньги, это скучно", -- рассказывает Владимир Крупнов, директор нижегородской компании "НоваКард". Это трепетное отношение к поиску собственного "я" можно объяснить прошлым, тем, что поволжские компании начинали развиваться на менее конкурентном рынке, чем, допустим, московский. Однако и сейчас, когда конкуренция усилилась и местному бизнесу пришлось столкнуться с компаниями федерального уровня, эта черта никуда не исчезла.

Выдерживать конкуренцию с федералами, которые обычно приходят из Москвы, поволжцам помогает одна хорошая привычка -- тщательное изучение вкусов местных потребителей. Москвичи это делают хуже, поскольку им долгое время не было нужды двигаться за пределы столичного рынка. А региональный бизнес, как правило, сразу стремился охватить как областные центры, так и близлежащие города. Он научился быть гибким. "Москвичи прекрасно знают, что все регионы разные, но реально не могут понять, в чем, собственно, разница и как на нее реагировать. А мы знаем, куда сразу надо смотреть", -- говорит Антон Сайфутдинов, гендиректор казанской сети бытовой электроники DOMO.

Вообще удивляет полное отсутствие в местных компаниях пиетета по отношению к конкурентам федерального уровня. А дело в том, что регионалы смотрят "через голову" москвичей сразу на международный рынок: регулярно посылают сотрудников стажироваться в престижные западные школы, нанимают лучших иностранных консультантов, получают сертификаты мировых лидеров в своей отрасли. Кстати, мировые игроки в ближайшие два-три года придут на некоторые рынки Поволжья: в ритейл бытовой электроники, сотовую связь