Заброшенный почтовый ящик

Русский бизнес
Москва, 24.04.2006
«Эксперт» №16 (510)
Подписка в России медленно умирает. Чтобы возродить ее, нужно установить адекватные нормы по НДС и ввести льготы на доставку изданий

На рынке доставки прессы вновь пытаются навести порядок -- теперь уже на самом высоком уровне. На прошлой неделе представители Общественной палаты и Госдумы выступили с инициативой сократить НДС на доставку печатной продукции. Этому предшествовало выступление первого вице-премьера Дмитрия Медведева, поручившего разработать инвестиционную программу для ФГУП "Почта России" и высказавшегося в том смысле, что нормализация работы почты -- одна из наиболее важных государственных задач. Главный результат вмешательства "высших" сил -- заморозка почтовых тарифов на доставку прессы на вторую половину 2006 года.

Конфликт вокруг доставки "Почтой России" периодических изданий начался в прошлом году. Тогда ФГУП заявило о введении новой системы тарификации: чем больше весит издание и чем дальше его надо отправлять, тем больше за него придется платить. Это привело к повышению подписных цен на газеты и журналы в большинстве регионов России (подробнее см. "Пресса до востребования", "Эксперт" № 33 от 5 сентября 2005 года). И, как и предсказывали издатели, тиражи некоторых газет упали.

Сегодня система распространения у нас находится далеко не в лучшем состоянии. Издатели практически не контролируют розничные цены, а высокая стоимость и нерегулярность доставки отпугивает многих читателей от подписки на газеты и журналы. Ежегодно 2-3% подписчиков отказываются возобновлять подписку. Единое информационное пространство страны сокращается стремительно и, по сути, оказалось под угрозой. Лишь жители крупных мегаполисов имеют более или менее приличный выбор изданий. Для большинства же россиян единственным окном в мир остается телевизор. Иными словами, граждане не получают гарантированный Конституцией равный доступ к информации.

Они и мы

За рубежом социальная значимость прессы поддерживается законодательно. Льготная доставка изданий -- это самая распространенная, нейтральная и эффективная форма государственной поддержки для прессы. Такое косвенное субсидирование не вызывает возражений у издателей и не раскалывает их сообщество, а также не влияет на содержание газет или журналов. В конечном итоге от такой господдержки в выигрыше остается и издатель, и распространитель, и -- самое главное -- читатель.

"В США, например, почтальоны доставляют газеты и журналы по самым дешевым расценкам -- четвертого класса, причем с максимально высокой скоростью -- так, как если бы подписчики оплачивали доставку первым классом. Эта норма существует в стране уже не первое столетие", -- рассказывает директор Института проблем информационного права Андрей Рихтер. Правда, этой формой доставки пользуются в основном журналы, а из крупных газет -- лишь Christian Science Monitor. Остальные издания предпочитают иметь собственную систему распространения. Но это происходит вовсе не потому, что почта не доставит продукцию вовремя. Просто подавляющее число газет в США - местные, а значит, им дешевле создавать свою систему распространения. А вот журналы в основном общенациональные, и им как раз выгоднее пользо

У партнеров

    «Эксперт»
    №16 (510) 24 апреля 2006
    Валюта
    Содержание:
    Подъем-переворот

    Период роста процентных ставок Федеральной резервной системы США закончился. В ближайший год все ожидают падения доллара и интенсивной ревальвации валют развивающихся стран, в том числе России

    Обзор почты
    Культура
    Реклама