Прививка от нефтезависимости

Строительство современных автомобильных и железнодорожных транспортных коридоров позволит России стать интегрированным государством и хорошо заработать на транзите между Европой и Азией

Зависимость российского бюджета и всей экономики от сырьевого, прежде всего углеводородного, экспорта продолжает расти. Если мы будем продолжать вести прежнюю бюджетную политику, то у нас даже небольшое снижение цены на энергоносители приведет к кризису. Еще несколько лет назад критическим было снижение цены до 14-15 долларов за баррель, сегодня при ценах ниже 24 долларов у нас неизбежно будет кризис. Значительные бюджетные обязательства могут исполняться только в условиях высоких цен на нефть.

Как же снизить угрозу кризиса? Как ослабить нашу нефтяную зависимость? Один из стратегических рецептов -- создать транспортный коридор, который в состоянии посадить экономику европейских и азиатских стран на "коммуникационную иглу".

Сегодня нам приходится довольствоваться заштатной ролью поставщика сырья и дешевой рабочей силы с некоторыми незначительными исключениями. Соответствует ли это амбициям большой и великой страны? Конечно, нет. Что еще мы можем предложить миру? То же, что и всегда, -- площадку для диалога Европы и Азии: коммерческого, торгового, финансового, политического и т. д.

Шелковая угроза

Не будет большим преувеличением сказать, что в XXI веке автомобильная дорога, по которой невозможно проехать со скоростью 200 км в час, уже не дорога. Железнодорожные пути, по которым поезда перевозят пассажиров со скоростью меньше 450 км в час и грузы менее чем на 3000 км в сутки, скоро уже перестанут отвечать своему назначению и не будут конкурентоспособными маршрутами. Когда не существует расстояний для передачи информации, транспорт обязан быть быстрым. С этой точки зрения сегодня у нас нет ни одной дороги.

Создание транспортной инфраструктуры в сегодняшней России -- это не вопрос комфорта проживания граждан на территории страны. Это вопрос будущего государства на мировой арене.

Мир активно ищет способ для осуществления диалога "Европа-Азия" без участия России. Еще немного, и страна окажется в ситуации, аналогичной допетровскому времени: торговые и финансовые потоки пойдут по другому руслу, минуя "варварскую Русь". Именно этим нам грозит восстановление Шелкового пути в современном формате.

Набирают силу перемещения материального производства из Европы в Юго-Восточную Азию в связи с тем, что там преобладает дешевая рабочая сила. Но потребление товаров в Европе от этого не уменьшается. Поэтому коммуникации и перевозка товаров из Юго-Восточной Азии в Европу становятся факторами развития территорий.

Наиболее приемлемый транспортный путь, который был и остается, -- морем вокруг Азии через Суэцкий канал. Он прост и экономичен. Но пропускная способность Суэцкого канала ограниченна. И уже сейчас она близка к насыщению, в то время как прогнозируется многократное увеличение грузопотоков между Европой и Азией. Соответственно, ищутся иные пути, которые позволят наращивать грузопоток между Европой и Азией.

Именно в этот момент рождается глобальный международный проект -- восстановление старого Шелкового пути из Китая в Европу. Уже подписаны первые договоры и согла

У партнеров

    «Эксперт»
    №16 (510) 24 апреля 2006
    Валюта
    Содержание:
    Подъем-переворот

    Период роста процентных ставок Федеральной резервной системы США закончился. В ближайший год все ожидают падения доллара и интенсивной ревальвации валют развивающихся стран, в том числе России

    Обзор почты
    Культура
    Реклама