Мобильное реагирование

Спецвыпуск
Москва, 15.05.2006
«Эксперт» №18 (512)
Пришло время, когда многим людям уже не надо каждый день ездить на работу. Трудиться дома или в командировке им позволяют системы "мобильный офис", которые получают все большее распространение в России

Понятие "мобильный", или "виртуальный", офис стало активно употребляться на Западе в конце 90-х, когда телекоммуникационные и компьютерные технологии достигли такого уровня развития, что дали возможность сотрудникам компаний полноценно работать, не присутствуя физически на рабочем месте.

За последние несколько лет технологии мобильного офиса получили весьма широкое распространение. Например, в США и странах Западной Европы появилось даже специальное понятие -- "мобильный менеджер". Оно подразумевает, что сотрудник, будучи неотъемлемой частью коллектива, появляется на рабочем месте крайне редко, иногда всего один-два раза в месяц. В остальное время он трудится "в полях" -- разъезжает по клиентам, партнерам или просто работает дома, чтобы, сосредоточившись, написать какой-нибудь важный отчет.

Преимущества мобильного офиса для компании очевидны. Прежде всего это существенная экономия на аренде помещений. При высоких ставках на недвижимость компании вовсе не обязательно предоставлять каждому сотруднику рабочее место в дорогостоящем бизнес-центре: некоторые из них вполне могут трудиться дома. Другое неоспоримое преимущество -- взаимодействие с сотрудником, когда тот находится в командировке. Ведь, уезжая в деловую поездку даже за тысячи километров, он теперь не отрезан от рабочего процесса компании, а участвует в нем на расстоянии.

Число "мобильных" работников растет год от года, компания Strategy Analytics даже прогнозирует, что к 2008 году "мобильных" менеджеров в мире будет уже 140 млн человек -- численность, сопоставимая с населением России!

Что касается самой России, то и здесь число "мобильных" работников неуклонно растет. Как рассказал "Эксперту" Дмитрий Курашов, директор компании "Фаматек" -- одного из крупнейших отечественных производителей программного обеспечения для мобильных офисов, только за последний год число клиентов фирмы возросло вдвое, сейчас в стране насчитывается порядка 100 тыс. легальных пользователей систем мобильных офисов от "Фаматек". "Нелегалов" же, по словам представителей компании, может быть вдвое больше.

Как и на Западе, в России распространена практика, когда работник вообще не имеет постоянного рабочего места. Во многих офисах (прежде всего в российских отделениях крупных международных компаний -- IBM, PricewaterhouseCoopers, Nestle) некоторым сотрудникам полагаются не постоянные рабочие столы, а лишь передвижные тумбы на колесиках. Приходя в офис, такой сотрудник придвигает свою тумбу к свободному рабочему столу и, если нужно, работает за ним какое-то время.

"Некоторым нашим сотрудникам необязательно постоянно присутствовать в офисе. Они ездят к заказчикам, встречаются с клиентами, -- рассказывает Александр Буйдов, заместитель генерального директора компании 'Крок'. -- Когда изредка они приходят на работу, то занимают свободные столы, а так -- преимущественно работают вне офиса. Это выгодно компании. Во-первых, экономим офисные помещения, во-вторых, наш сотрудник всегда участвует в работе фирмы, где бы он ни находил

У партнеров

    «Эксперт»
    №18 (512) 15 мая 2006
    Послание президента
    Содержание:
    Все государства делают это

    В послании президента тезисно предъявлены основные положения "доктрины Путина", и теперь можно более осмысленно ответить на вопрос, как далеко российская власть готова зайти в отстаивании национальных интересов

    Обзор почты
    Наука и технологии
    Реклама