Обходите конкурентов на старте

Спецвыпуск
Москва, 12.06.2006
«Эксперт» №22 (516)
Компания «МетУпак» завоевала ведущие позиции на рынке жестяной упаковки благодаря тому, что первой стала осваивать современные технологии производства

Eсли зайти в любой супермаркет и поизучать полки с консервированной продукцией, то станет понятно, что прогресс добрался и сюда, до жестяных баночек. Размеры все те же — по советским ГОСТам, а вот внешняя привлекательность иная: цветная печать на жести ярче, чем на бумаге. Банки ровные и без вмятин.

За исключением овощных консервов, 80% которых сегодня составляет импорт, мясные и рыбные консервы производятся в России и закатываются в отечественную упаковку. А современную жестяную банку начали производить в нашей стране не так давно — в 2002 году.

Пионером в деле применения западных технологий для изготовления упаковок из жести стала компания «МетУпак». К настоящему времени она захватила порядка 30% рынка консервных банок из белой жести. Через год «МетУпак» планирует занять аналогичную долю в сегменте жестяных винтовых крышек twist-off, используемых для закупорки стеклянной тары, а также приступить к производству легко вскрываемых крышек, которые в России пока вообще не производятся.

По данным PRADO-Marketing, объем рынка потребительской металлической упаковки в России составил в 2005 году 390 млн долларов. Продукция из белой жести в нем занимает 46%, то есть порядка 179 млн долларов. Спрос на потребительскую металлическую упаковку растет в среднем на 15–16% в год. Это привлекает в отрасль большое количество инвесторов. Однако один из совладельцев «МетУпака» Евгений Елькин относится к ним с большим скепсисом: «Спрос действительно растет, но в каких регионах и на какую продукцию — многие новые компании не очень хорошо себе представляют. В результате у них растут транспортные издержки, и они пытаются завоевать рынок за счет демпинга». Тогда как у компании «МетУпак» проблем с доходностью нет: ее выручка в 2005 году составила 27,2 млн, чистая прибыль — 0,8 млн долларов.

От трейдера до производителя один шаг

История группы компаний «МетУпак» началась в 2000 году, когда ее нынешние владельцы Евгений Елькин, Константин Галиеев и Владимир Бородавченко решили производить в России жестяные сборные банки по новым на тот момент технологиям. «Рынок знали хорошо, так как более шести лет работали на нем как трейдеры», — вспоминает Евгений Елькин. В 1996 году они контролировали 60% прибалтийского рынка жести, поставляли белую жесть практически всем консервным предприятиям Украины, Белоруссии, десяткам производств в России. Взамен получали по бартерным схемам готовую продукцию, которую реализовывали со склада в Подмосковье. Когда денежные расчеты сменили бартер, доходность бизнеса несколько уменьшилась, но компания все равно продолжала зарабатывать неплохие деньги за счет огромных скидок, ведь жесть в таких объемах не закупал больше никто.

«С 1997 года мы стали поставлять производителям консервов другое сырье и даже оборудование, — рассказывает Евгений Елькин. — Сухое молоко для изготовления сгущенки, мороженую рыбу — для рыбных консервов. Кроме того, мы поставили двум предприятиям по выпуску сгущенки в Краснодарском и Красноярском краях по линии для производства

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (516) 12 июня 2006
    Отставка генпрокурора
    Содержание:
    За чувство меры

    Майская антикоррупционная активность Генпрокуратуры оказалась чрезмерной, так как превращала прокуратуру в неконтролируемого политического игрока. Новый генпрокурор должен будет вывести обвинителей из политики

    Обзор почты
    Наука и технологии
    Реклама