Экспортные миллиарды вернутся сами

Русский бизнес
«Эксперт» №22 (516) 12 июня 2006
Группа S.P.I., владелец международного бренда Stolichnaya, приступает к осуществлению в России новых амбициозных планов. О стратегии компании рассказал Андрей Скурихин, заместитель председателя совета директоров
Экспортные миллиарды вернутся сами

— В начале апреля вы отстояли свои права на бренд Stolichnaya в федеральном суде Нью-Йорка, сохранив, таким образом, основную часть своего бизнеса. Планируете ли вы возвращать права на этот и другие отобранные у вас бренды в России?

Не только планируем, но и вернем. Сейчас ситуация в отношении Stolichnaya начинает кардинально меняться. ФКП «Союзплодоимпорт» и «ОСТ-Алко» попытались оспорить так называемый бесспорный статус Stolichnaya со всеми ее производными, который любой товарный знак получает после пяти лет непрерывного использования в торговом обороте США. Нас пытались обвинить в мошенничестве, настаивая на том, что в России этими знаками владеет ФКП. Американский суд отказал истцам в их требованиях к S.P.I. А поскольку более семидесяти процентов наших продаж сегодня приходится на североамериканский рынок, дальнейшая борьба за Stolichnaya в любой другой стране означает борьбу за малую часть нашей прибыли и начинает носить умозрительный характер. Тем более что национальные патентные ведомства Австрии, Норвегии, Франции, Чехии, Монако, Бразилии, Боснии и Герцеговины, Кубы, Венгрии, Кении, Македонии, Монголии, Польши, Судана, Вьетнама признали за нами права на Stolichnaya, суды многих стран — тоже. А российский суд продолжает говорить «нет».

— На что же вы рассчитываете — на добрую волю российской стороны?

— Да, но при этом мы создаем и чисто правовые основы для возврата. В начале июня у нас появился вполне реальный шанс добиться пересмотра решения. Мы еще в декабре 2001 года обратились в Страсбургский суд с жалобой на нарушение Российской Федерацией наших прав, на несправедливое судебное разбирательство, в результате которого мы лишились ряда товарных знаков, в том числе и Stolichnaya, на территории России. И вот 1 июня мы получили решение суда о признании нашей жалобы приемлемой. Это означает, что наше обращение будет рассмотрено, что очень важно, так как, по официальной статистике, лишь пять процентов жалоб (а по отношению к России и того меньше — лишь два процента), поступающих в Европейский суд, признаются приемлемыми и рассматриваются. Как показывает практика, более девяноста процентов рассмотренных жалоб суд удовлетворяет. Так что у нас есть шансы на положительный исход. Он будет означать, что любой приобретатель торговых знаков никогда не сможет считаться добросовестным приобретателем, поскольку всем с самого начала было известно о наличии спора между S.P.I. и ФКП и о том, что группа подала жалобу в Страсбургский суд для защиты своих прав. Суд предложил нам до 24 июля 2006 года представить свои требования о денежной компенсации.

— Какой счет вы выставили?

— Пока мы не представили окончательного расчета. Размер ущерба от потери знаков в России, подсчитанный нами два года назад, составлял сто пятьдесят миллионов долларов. Однако по ряду объективных причин эта сумма с тех пор увеличилась, поэтому будет уточнена. Это и расходы на изменение схемы производства Stolichnaya, на модернизацию мощностей в Латвии, на перестройку логистики, и упуще

Два миллиарда долларов — в такую сумму оценивается сегодня бренд Stolichnaya. Международное агентство Impact Databank считает его третьим по ценности алкогольным брендом в мире после водки Smirnoff и рома Bacardi.

Создавшая прецедент продвижения бывшей советской марки на мировой рынок швейцарская алкогольная компания S.P.I. Group — с российским капиталом и российскими корнями — претендует теперь еще на один прецедент, правовой. На бывшей родине. Если S.P.I. удастся оспорить в Европейском суде по правам человека решения российского суда, в результате которых компания пять лет назад лишилась интеллектуальной собственности, это будет первый случай, когда бизнес докажет незаконность проведенной государством деприватизации.

Вся история, впрочем, банальная. Советские водочные бренды, в том числе «Столичная» и «Московская», до 1997 года принадлежали Всесоюзному внешнеторговому объединению «Союзплодоимпорт». Правда, ни владелец бренда, ВВО, ни государство дохода от владения марками не получали. Роспатент их вообще аннулировал как торговую марку, превратив в вид. «Столичную» выпускали все кому не лень, легально и нелегально. А в 1997 году акционированное к тому времени ВВО продало 43 принадлежащих ему товарных знака частной компании ЗАО «Союзплодимпорт», контролируемой предпринимателем Юрием Шефлером, за 1,7 млн неденоминированных рублей (около 360 тыс. долларов).

В отличие от государства Юрий Шефлер понял, что «Столичная» — это золотое дно. Он поставил перед собой цель — расчистить рынок, как российский, так и зарубежный, от нелегальных производителей, а затем контролировать производство водки, выдавая производителям лицензии. Кроме того, он стал восстанавливать утраченные права на марку за рубежом. C 1998 года S.P.I. Group инвестировала в защиту и развитие товарных знаков более 200 млн долларов. Но лишь только бренд стал заметным, чиновники спохватились и заговорили о разбазаривании национального достояния. В апреле 2001 года была создана специальная структура — Федеральное казенное предприятие (ФКП) «Союзплодоимпорт». На борьбу были мобилизованы Генпрокуратура, Высший арбитражный суд, Роспатент. В результате S.P.I. брендов лишилась — Высший арбитражный суд признал, что акционирование ВВО было незаконным, и на основании этого решения Роспатент передал права на водочные знаки в России ФКП «Союзплодоимпорт».

На материальные активы Юрия Шефлера никто не посягал. Тем не менее производство Stolichnaya он был вынужден перевести с калининградского СПИ-РВВК на принадлежавший ему Latvijas Balzams после того, как партия экспортной водки была арестована российской таможней. Дело в том, что ФКП легко и быстро удалось доказать свои права на «Столичную» только в России. Но для того, чтобы ее экспортировать, ФКП нужно было выиграть суды в каждой стране у нынешних владельцев бренда. А сделать это было сложнее и дороже. Патентная война между ФКП и S.P.I.идет уже пять лет.

Похоже, конфликт вступает в завершающую стадию. S.P.I. связывает с этим далекоидущие планы. Успевшая занять прочные позиции на мировом алкогольном рынке компания надеется значительно расширить свое присутствие в России. Хотя российский рынок, казалось бы, и меньше, и непрозрачный, и предельно локализован. Но, видимо, игра стоит свеч. Компания уже начала скупать региональные водочные активы, что позволит ей зайти «с тыла», а не ломиться почем зря в регионы с федеральными брендами. Да и на федеральную марку «Кремлевская», которая до сих пор была на задворках рынка, она готова потратить десятки миллионов долларов. Денег, кстати, у S.P.I. может появиться очень много — «Столичная», если удастся объединить марку, скорее всего, будет продана.

S.P.I. Group основана в 1997 году.

Виды бизнеса: производство и дистрибуция спирта, алкогольной продукции, вин; недвижимость; сельское хозяйство.

Структура собственности: 88% акций принадлежит предпринимателю Юрию Шефлеру, 12% — менеджменту компании.

Штаб-квартира в Женеве.

Активы : четыре ликеро-водочных завода в России и Латвии общей мощностью 18,5 млн дал; четыре действующих спиртзавода  — общей мощностью 3,5 млн дал и один в стадии запуска; винный дом Tenute di Toscana, объем производства — 2,7 млн бутылок красного вина в год, 35 тыс. л оливкового масла; недвижимость — строящиеся объекты в Калининграде и Риге, офисы и складские помещения в Германии; сельскохозяйственные объекты в Тамбовской области.

Объем производства в 2005 году — более 10 млн дал. Оборот — 500 млн долларов.