Пенсионеры и ву-кся

Культура
«Эксперт» №24 (518) 26 июня 2006
Пенсионеры и ву-кся

Сначала о немногом хорошем: Московский международный кинофестиваль, стартующий 29 июня, наконец-то переехал в нормальные залы. В этом году почти все фестивальные показы, кроме сосланной в Дом кино программы российских фильмов, будут проходить в новеньком мультиплексе «Октябрь».

Увы, переезд, как это часто бывает, не обошелся без ЧП. Фестиваль начался с грандиозного скандала — австрийский режиссер Михаэль Ханеке, приглашенный возглавить жюри, неожиданно, примерно за десять дней до открытия, отказался ехать в Москву. В принципе в приезд Ханеке мало кто верил. Во-первых, заполучить в председатели жюри ведущую фигуру европейского кино было бы для ММКФ совсем уж неслыханной удачей. Во-вторых, Ханеке известен своим крутым нравом и политической сознательностью. Так, он демонстративно переехал жить во Францию после победы на австрийских выборах партии ультраправого Йорга Хайдера. Между тем в свете последних столичных демаршей борцов с нелегальной иммиграцией и гетеросексуальных православных активистов Москва не выглядит тем самым местом, куда будет стремиться режиссер-антифашист. Впрочем, свою неявку на ММКФ Ханеке объяснил вполне уважительными профессиональными причинами — мол, его срочно вызывают в Голливуд начинать работу над американским римейком «Забавных игр». Раздосадованная этим отказом дирекция фестиваля повела себя не совсем адекватно — Ханеке было отправлена гневная отповедь, а ретроспектива его ранних, малоизвестных у нас фильмов демонстративно вычеркнута из программы (наказанными в итоге оказались, естественно, зрители). А место отказавшегося занял польский режиссер Анджей Жулавски, изначально приглашенный в качестве рядового члена жюри.

Больше никаких сюрпризов на фестивале вроде бы нет. Даже перестановки в составе отборщиков (ушли Кирилл Разлогов и Петр Шепотинник, пришел Станислав Ф Ростоцкий) не вызвали драматических изменений в качестве конкурсной и внеконкурсных программ. В конкурсе стало чуть меньше Азии (один японский фильм — традиционная самурайская история «Самурай, которого я любила» и один филиппинский — уличная драма «Букмекер») и больше Европы, появилась даже Латинская Америка (мексиканская семейная драма «Больше всего на свете»). Имеется и традиционный для конкурса ММКФ американский фильм второго эшелона: вполне качественная, но невыдающаяся (хотя играют тут Колин Фаррелл и Сельма Хайек) экранизация романа Джона Фанте «Спроси у пыли».

Россию в конкурсе представляет «Червь» Алексея Мурадова. Это история офицера спецслужб, уезжающего в глубинку и впервые сталкивающегося с реалиями российской жизни. По хорошей традиции ММКФ российский фильм был в самый последний момент уведен из конкурса «Кинотавра». Другая традиция — необъяснимая любовь отборщиков к пенсионерам кинематографа; и в этом году в конкурсе участвуют «Родственники» Иштвана Сабо и «Сколько ты стоишь» Бертрана Блие.

Внеконкурсные показы, как всегда, полны лучших фильмов из селекции Канн, Берлина и прочих европейских фестивалей. Среди них победитель последнего Берлинале