Три лица Мичурина

Культура
Москва, 10.07.2006
«Эксперт» №26 (520)
Участники XI Московского международного форума художественных инициатив разрабатывают для России новые культурные технологии

Живущий в Нью-Йорке художник Евгений Фикс купил 100 экземпляров книжки Ленина «Империализм как высшая стадия капитализма» и разослал по экземпляру компаниям Coca-Сola, IBM, General Electric и им подобным. В качестве дара корпоративной библиотеке. Посылки сопроводил письмом: вот, мол, примите, пожалуйста. Свои письма и ответы озадаченных акул того самого капитализма он аккуратно распечатал и выставил на выставке. Окажись это другая выставка, пришлось бы гадать, к какому виду искусства отнести это произведение. Но, встретив его сегодня в Новом Манеже, можно не ломать голову, потому что у всего, что там представлено, есть родовое имя — «художественная инициатива».

Дело житейское

Оккупировавший в эти дни Малый Манеж Московский международный форум художественных инициатив проходит в одиннадцатый раз. Проходит в самом начале выставочного межсезонья, когда «Арт-Москва» уже давно отшумела, а до «Арт-Манежа» далеко, как до звезды. Раньше, до того, как в Москве состоялась I Биеннале современного искусства, говорили: главное, что отличает форум от остальных столичных праздников актуального искусства, это его сугубо некоммерческий характер. «Арт-Москва» и «Арт-Манеж» — ярмарки, а на форуме на искусство можно только смотреть и еще много-много об этом искусстве говорить.

Теперь «только смотреть» можно и на биеннале, но оттого специфика форума стала лишь более очевидной. Ведь выставка, проходящая на форуме, - в действительности полдела. Вторая половина — это усилия по превращению современного искусства в инструмент социальных преобразований, особенно там, где без этих преобразований жизнь скукоживается до вялотекущей борьбы за существование. Как, например, в городах, превращенных советской властью в придатки какого-нибудь промышленного или добывающего предприятия (сегодня, как правило, находящегося при смерти). Потому «круглые столы» все больше вокруг культурных технологий, малых городов, депрессивных регионов и событий, способных улучшить региональную культурную инфраструктуру. В этот раз на форуме решают, как реструктурировать Красноярскую музейную биеннале, и готовятся к проведению «большого события для Тольятти» — тольяттинской биеннале дизайна. Последняя должна стать таким же объединяющим Поволжье культурным форумом, как музейная биеннале для Восточной Сибири. Нацеленность на культурные технологии да верность теме, избранной Георгием Никичем, бессменным куратором форума, и есть на самом деле его отличительные черты.

В этом году тема форума — «Выбор». Что и говорить, сюжет созревший. После десятилетий полного отсутствия выбора, что в политике, что в универсаме, выбор этот вломился в нашу постсоветскую жизнь, как асфальтовый каток. Вломился и заставил прививать себе неведомые раньше навыки сопоставления и примерки. За последние два десятка лет проникший в каждую бытовую щель из дефицитного товара, уникального творческого и нравственного акта выбор превратился в навязчивое мельтешение: выбор товаров по каталогу, тарифа, пенсионного фонда, кандидата, пола,

У партнеров

    «Эксперт»
    №26 (520) 10 июля 2006
    Мировые финансы
    Содержание:
    Откуда не ждали

    Отток капитала с развивающихся рынков наиболее сильно ударил по Турции. Масштабы разразившегося в стране финансового кризиса пока невелики, но он показал, что в экономике страны есть масса нерешенных проблем

    Обзор почты
    Русский бизнес
    Реклама