Авторское право станет цифровым

Повестка дня
«Эксперт» №32 (526) 4 сентября 2006
Вступившие в силу 1 сентября поправки в закон «Об авторском праве и смежных правах» наделяют авторов любых произведений исключительными правами на распространение своих творений в интернете
Авторское право станет цифровым

Новая норма, закрепляющая за авторами так называемое право на «доведение до всеобщего сведения», то есть возможность «сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору», была закреплена в законе еще в 2004 году, но вступила в силу только сейчас. По замыслу Минэкономразвития, которое и внесло соответствующую поправку в закон, отсрочка в два года давала возможность всем участникам рынка договориться с владельцами авторских прав.

Но отсрочкой почти никто не воспользовался, однако теперь договариваться с авторами придется всем, кто хочет остаться в легальном поле. Основной удар новый закон нанесет по музыкальным интернет-магазинам. Именно они все последние годы успешно наращивали продажи, большей частью игнорируя владельцев авторских прав и предпочитая другую схему работы. Магазины заключали соглашения с так называемыми коллективными обществами по управлению авторскими правами (в частности с РОМС — Российским обществом по мультимедиа и цифровым сетям), отчисляли им со своих продаж определенные суммы, которые те должны были выплачивать авторам. Но, судя по многочисленным судам между правообладателями и музыкальными сайтами, последняя транзакция выполнялась не всегда. При этом цены российских магазинов были в десять раз ниже западных. Теперь всем музыкальным интернет-магазинам придется договариваться с авторами напрямую, а значит, цены музыкальных трэков могут сравняться с западными.

Между тем владельцы магазинов сетуют, что договориться со всеми авторами почти невозможно, а рост цен угрожает их бизнесу, зато мейджоры (крупнейшие мировые звукозаписывающие компании Sony BMG, Universal, Warner Music и EMI) ожидают существенного роста доходов от пресечения, как они считают, пиратства в рунете. Ведь отечественный сайт AllOfMP3.com, про который регулярно пишет обличительные заметки Washington Post и который продает музыку по лицензии РОМС, по некоторым оценкам, занимает второе место в мире по количеству скачиваний после магазина компании Apple.