Последний шанс корабелов

Русский бизнес
Реформа отечественного судостроения даст результаты только в том случае, если государство сможет адаптировать ориентированную на военные заказы отрасль к требованиям рынка коммерческих судов
Последний шанс корабелов

На следующей неделе военно-промышленная комиссия представит на рассмотрение президента комплексную программу реформирования российской судостроительной отрасли. Этот документ, разработанный Минпромэнерго, предусматривает объединение всех отечественных верфей, отраслевых институтов и КБ в профильные интегрированные структуры в области подводного и надводного кораблестроения, судоремонта, а также фундаментальной науки. Консолидация однотипных предприятий позволит ликвидировать внутреннюю конкуренцию и резко снизить производственные издержки. Но главная задача, которую ставит перед собой государство, — адаптировать заточенную под военные заказы отрасль к требованиям открытого рынка коммерческого гражданского судостроения. Для этого необходимо выбрать приоритетные направления развития отрасли и определиться, какую именно продукцию выпускать. По мнению Владимира Путина, нам нужно прекратить попытки конкурировать с Китаем и Южной Кореей в секторе крупнотоннажных судов и сосредоточиться на выпуске нишевых продуктов, где у нас есть неоспоримые конкурентные преимущества. Прежде всего речь идет о ледоколах, платформах и специализированных судах, предназначенных для разработки континентального шельфа. Если в ходе реформы эту задачу решить не удастся, то на надводном кораблестроении в нашей стране смело можно будет поставить крест.

Почти как Турция с Ираном

На первый взгляд дела в отечественном судостроении обстоят не так уж и плохо. За последние шесть лет объем продаж отрасли вырос почти в 3,5 раза, с 42 млрд до 140 млрд рублей. Сейчас выпуск продукции продолжает увеличиваться, причем его темпы опережают средние темпы роста в ВПК. Так, в прошлом году рост производства в судостроении вплотную приблизился к 15%, тогда как вся военная индустрия прибавила только 4%. Правда, эти достижения корабелов обусловлены крупными военными контрактами. В интересах российского ВМФ сейчас создается три новых корвета и один фрегат. Ускорились работы по строительству атомной подводной лодки нового поколения «Северодвинск» и других стратегических ракетоносцев — «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах», некоторые из которых были заложены в прошлом десятилетии. Еще лучше обстоят дела с экспортом военно-морской техники. В 2005 году его объем достиг 2,8 млрд долларов — это почти половина всех оружейных поставок России за границу. Один только Китай в прошлом году получил от нас шесть подлодок типа «Кило» и один эсминец класса «Современный» на общую сумму более 1,5 млрд долларов. А вот на мировом рынке гражданского судостроения позиции России выглядят откровенно слабыми. Если называть вещи своими именами, наша страна здесь безоговорочный аутсайдер. На фоне Южной Кореи и Японии, где объемы заказов на строительство судов составляют примерно по 70 млн тонн дедвейта, Россия с ее одним миллионом тонн аккумулированных заказов практически не видна. Мы проигрываем соревнования на этом рынке не только лидерам, но и таким странам, как Вьетнам, Хорватия и Филиппины, а также г