Одной компании достаточно

Тема недели
«Эксперт» №38 (532) 16 октября 2006
В результате слияния отечественных «Русала» и СУАЛа со швейцарской Glencore возникнет крупнейшая в мире алюминиевая компания. Впервые лидером одной из ключевых отраслей мировой промышленности окажется компания, контролируемая частным российским капиталом
Одной компании достаточно

На прошлой неделе было объявлено о создании крупнейшей в мире алюминиевой корпорации. Она появится в результате слияния активов «Русала», СУАЛа и швейцарской трейдинговой компании Glencore International. Акционерам «Русала» будет принадлежать 66% акционерного капитала создаваемой структуры, СУАЛу — 22%, швейцарцы будут довольствоваться ролью миноритария с 12%.

Объединенная компания «Российский алюминий» будет российской не только по названию: ее штаб-квартира будет располагаться в Москве.

Сделку планируется завершить до 1 апреля 2007 года, и в течение трех лет после этого объединенная компания планирует провести IPO на Лондонской фондовой бирже. Капитализация объединенной компании, по оценкам гендиректора «Русала» Александра Булыгина, составит 25–30 млрд долларов.

Случилось то, чего все ждали уже пять лет. Создан не просто мировой лидер отрасли (см. график 1). По сути воссоздан алюминпром. Жирная точка в приватизации советской индустрии поставлена.

Пятнадцать лет назад на базе алюминиевого главка Министерства цветной промышленности был создан госконцерн «Алюминий». Этот осколок советского прошлого долго сопротивлялся разрозненной приватизации, пытался, но не смог остановить развал некогда единой отрасли. И что же? Алюминпром воссоздал себя буквально как феникс из пепла. Как катающийся в глубокой тарелке шарик неизменно занимает в ней самое нижнее положение, так и частный бизнес привел ситуацию в отрасли в соответствие с объективными экономическими реалиями, со своим естественным положением. Это естественное положение — единая компания, в рамках которой страновые конкурентные преимущества реализуются максимально эффективно, а недостатки, наоборот, нивелируются.

Конкурентные преимущества

Консолидация сейчас вообще весьма актуальная тема в мировой алюминиевой индустрии. Три ведущих производителя контролируют только 30% мирового рынка, в то время как в других металлургических секторах этот показатель колеблется в районе 70%. Но для России тема единой алюминиевой корпорации еще более значима.

От СССР нам досталась масштабная алюминиевая индустрия (см. таблицу 2). Но она ущербна. Алюминий выплавляется из глинозема (оксида алюминия), производство которого в стране недостаточно, да и российские запасы по мировым меркам совсем невелики. В свою очередь, глинозем получают из бокситов, добыча которых и в советское время, и сейчас сильно отставала от потребностей глиноземных заводов. Для того чтобы отрасль функционировала стабильно и бесперебойно, алюминиевые заводы должны обеспечить себя поставками сырья, то есть глинозема и бокситов, с мировых рынков. Если конъюнктура спокойна, проблем с обеспечением нет. Но как только на рынке возникают перекосы, проблем не миновать. Например, Китай вводит в строй несколько алюминиевых производств. Это значит, что на сбалансированном рынке появляется дисбаланс спроса и предложения. Цены на сырье либо взлетают до небес, либо еще хуже — оно становится недоступным. Защититься от конъюнктурных колебаний и перебоев в поставках