Прощание Масяньки

Культура
Москва, 23.10.2006
«Эксперт» №39 (533)
День рождения рисованной звезды Рунета и ТВ оказался совмещен с анонсом похорон

Пять лет назад 20 октября в Рунете появилась зараза, не путать с вирусом. Зараза чертовски обаятельная и жизнерадостная. Имя ее, нежно-дурацкое Масяня, вскоре вперемешку с наглым хихиканьем стало звучать в каждом офисе, саботируя ударный труд россиян от Питера до Сахалина. Но тут за десять дней до юбилея своей «дочери» художник Олег Куваев объявил, что уходит из студии и Масяня доживет лишь до Нового года.

Появившись в октябре 2001-го на сайте mult.ru, детище Куваева уже к новому 2002-му выбилось в кумиры. Очень узнаваемая и в то же время какая-то нездешняя — легкомысленный анфан террибль, вечный щенок, — Масяня согревала своих поклонников, как зимой мысль о весне. В каком-то смысле олицетворением весны она и была: флеш-мультовая девица со всамделишностью переживаний, глупой искренностью и вредной правдивостью наглядно демонстрировала изменения в общественном сознании, уже отливающиеся в стихийную, народную культуру (поскольку родившаяся в интернете героиня, конечно, современный извод фольклора). Масяня легитимизировала наличие нового мыслящего поколения, отличного и от зажатых «совков», и от дарвинистских «нуворашей». Она не склонна была мрачно резать правду-матку в глаза — она ее беспардонно обхихикивала. Масяня была лишена дурной политкорректности, не страдала самоцензурой, пила, курила не только отсоветованное Минздравом, но и запрещенное МВД, посылала начальников не в кресло, а в ж…, ругалась непарламентски и относилась к жизни иронически: нормальная «дорогая россиянка», если не сама Россия молодая; не мать еще, а девчонка. Образ поколения поколению понравился: в день на сайте mult.ru появлялось по 65 тыс. новых поклонников.

Слава привлекает деньги и тех, кто с ними умеет обращаться. Куваев не умел. В марте 2002 года он заключил авторский договор о передаче исключительных прав на использование образа Масяни с московской фирмой ООО «Масяня», созданной бизнесменом Григорием Зориным для продюсирования флеш-мультфильмов. И началось! Компания «Альтервест» торгует мороженым «Масяня», футболки с Масяней - хит сезона, производитель алкоголя «Топаз» поит народ коктейлями имени рисованной героини. Казалось бы, деньги текут рекой. Но Куваев утверждает, что он не получает с этого ничего. В 2004 году независимую Масяню продали в рабство МузТВ (по слухам, за скромные 1,5 млн долларов): от того, что она вытворяла в программе «В гостях у Масяни», Куваева, по его словам, просто трясло. Художнику пришлось отнимать свое детище у продюсера через суд. Чудом отнял. И «в ящик», где окончательно воцарился аншлаговый Петросян, не пустил.

Но не всегда телевизионная судьба Масяни складывалась так печально. Самым знатным ухажером сетевой звезды стал Леонид Парфенов, звезда эфирная: именно его «Намедни», где Масяня еженедельно появлялась в 2002-м и 2003-м, сделали куваевскую бой-девчонку уже не рунетовской, а национальной знаменитостью. Они неплохо контрастировали на экране — Парфенов, умница-пижон, признанный «арбитр вкуса», и рисованная оторва в короткой маечке. Для

У партнеров

    «Эксперт»
    №39 (533) 23 октября 2006
    Рынок первичных размещений
    Содержание:
    IPO выходят из моды

    Конъюнктура рынка первичных размещений российских компаний серьезно ухудшилась. Инвесторы, банкиры и биржи стали более трезво оценивать перспективы потенциальных эмитентов. Однако кризис переосмысления IPO самими компаниями, похоже, еще впереди

    Обзор почты
    Реклама