Первой степени с мечами

Культура
Москва, 23.10.2006
«Эксперт» №39 (533)
Продюсер Сельянов — о русском кино в отсутствие русского мифа

В джунглях отечественного кинобизнеса Сергей Сельянов не то удав Каа, не то медведь Балу. Пытаться раскассировать его по излюбленным медийными людьми номинациям — самый успешный, самый модный, самый-самый — как-то очевидно глупо; однако всякому Маугли понятно, что именно Сельянов, меряя орденскими мерками, и есть «продюсер первой степени», что он понимает про эту болотистую сельву средней полосы как-то больше любого другого акелы или шерхана; в конце концов, он, активно работающий в кинопроизводстве с начала 90-х, до известной степени и сформировал его ландшафт.

В сельяновском продюсерском портфолио — оба «Брата» и «Сестры», «Мама, не горюй» и «Блокпост», «Кукушка» и «Война», «Олигарх» и «Жмурки» (Балабанов вообще его фирменный режиссер)… ну и так далее. Десять дней назад к списку присоединился «Меченосец» Филиппа Янковского, мистический триллер, где у героя из ладони вырастает волшебный кладенец, способный рубить напополам вертолеты и выкашивать лесопосадки, но не способный спасти любовь и помирить с Судьбой. Для Сельянова и студии СТВ такой продукт не совсем привычен: до сих пор, кажется, они не делали фильмов с претензией не просто на хитовость, но на звание блокбастера со всеми вытекающими.

Чтобы поговорить с Сельяновым о «Меченосце» в частности и русском кино вообще, «Эксперту» пришлось немного подождать — пока продюсер вернется из Китая.

— Сергей Михайлович, а что в Китае-то было?

— Мы там закрываем съемочный период картины «Монгол» Сергея Бодрова (масштабное полотно про юность Чингисхана. — «Эксперт»). Расчеты, текущие проблемы… обычное, в общем, дело — необычное только в том, что Китай, что большой фильм… просто всего больше.

— А сборы у «Меченосца» за премьерный уик-энд какие?

— Два миллиона у. е. примерно.

— Это то, на что вы рассчитывали?

— Ну, хочется большего... Это нормально. Кино вообще такой бизнес, что всегда хочешь большего. Всегда надеешься, что будет не нормально, а сверхъестественно. Но что в душе зрителя — никому в мире неведомо, так что не всегда выходит. Особенно когда имеешь дело с нестандартным проектом, каков и «Меченосец».

— А в чем его нестандартность? Все-таки это по преимуществу именно заявка на русский блокбастер: чтобы масштаб, и острый сюжет, и любовь, и спецэффекты…

— Конечно, это зрительский фильм. Но там применены приемы арт-кино; там, как говорит режиссер Филипп Янковский, «художественность». В этом и заключается нестандартность — в соединении двух не то что прямо противоречащих друг другу, но разных по киноязыку типов фильма. Так что кого-то «Меченосец» этим раздражает, кого-то очаровывает, у кого-то вызывает попросту непонимание: а чего они хотели этим сказать-то?

Вообще российское кино сейчас ищет формы своего бытования. Какие-то вещи ведь еще заново не открыты. Нет, например, русской национальной комедии. Были «Особенности…» Рогожкина — и с той поры, в общем, все. А это было десять лет назад, и уже новое поколение зрителей успело вырасти. И кто-то должен стать не то что первопроходцем (смешно это так назы

У партнеров

    «Эксперт»
    №39 (533) 23 октября 2006
    Рынок первичных размещений
    Содержание:
    IPO выходят из моды

    Конъюнктура рынка первичных размещений российских компаний серьезно ухудшилась. Инвесторы, банкиры и биржи стали более трезво оценивать перспективы потенциальных эмитентов. Однако кризис переосмысления IPO самими компаниями, похоже, еще впереди

    Обзор почты
    Реклама