Не немецкий автопром

Международный бизнес
«Эксперт» №41 (535) 6 ноября 2006
Германия теряет собственную автомобильную промышленность. По мнению некоторых наблюдателей, массовый вынос производств в страны Восточной Европы лишает отрасль перспектив развития
Не немецкий автопром

За гордой маркировкой «Сделано в Германии», красующейся на новеньком «Фольксвагене» или «Мерседесе», все чаще скрывается начинка, произведенная на заводах Чехии или Венгрии. Таковы результаты исследования, проведенного центром изучения автомобильного рынка университета города Гельзенкирхен (CAR). Хотя репутация германских машин во всем мире по-прежнему высока, сама формулировка «немецкий автомобиль» постепенно становится условной. Заводы страны изготавливают все меньше и меньше деталей для автотранспорта: даже те машины, которые собираются на немецких конвейерах, зачастую больше чем наполовину состоят из компонентов, произведенных в странах Восточной Европы.

Лидерами автомобильного аутсорсинга, согласно распространенному на прошлой неделе отчету CAR, оказались продаваемые в Германии Audi TT и Audi Q7: обе эти машины не только оснащены моторами венгерского производства — они полностью собираются в странах Восточной Европы, а доля немецких деталей в них составляет не более 30%. Чуть лучше дела обстоят у Volkswagen Polo, Opel Corsa и Porsche Cayenne — в каждом из этих автомобилей можно найти около 35% немецких деталей. Самыми «немецкими» из всех германских машин оказались Porsche 911 и Mercedes E-Klasse, но и здесь доля германских комплектующих не превышает 65%.

Бегство из Германии

За последние годы произошел массовый перевод ряда производств, особенно линий по выпуску простейших деталей, в страны Восточной Европы — рабочая сила там значительно дешевле, чем в Германии. Но главное даже не это (в производстве двигателей доля затрат на рабочую силу составляет не более 6%). Основная причина перевода производства на восток — низкие налоги. По подсчетам Центра европейских экономических исследований (ZEW) в Мангейме, эффективная ставка налогообложения предприятий в Германии составляет в среднем 36,1%, что является самым высоким показателем в Европе. В Венгрии же аналогичная ставка равна 18,1%, а в Словакии — всего 16,7%.

Эффективная ставка налогообложения предприятий в Германии составляет в среднем 36,1%. В Венгрии же аналогичная ставка равна 18,1%, а в Словакии — всего 16,7%

Вынос производств в географически близкие к Германии Чехию, Венгрию или Словакию стал в последние годы одним из главных методов, применяемых немецкими автомобилестроителями для оптимизации издержек. Бегство автопрома из Германии достигло таких масштабов, что с резкой критикой сложившейся ситуации стали выступать даже топ-менеджеры самих автомобильных компаний. Так, в своей книге «Лучше по-другому» председатель совета директоров Porsche Венделин Видекинг назвал политику выведения производств из страны безответственной и аморальной. «Забота менеджеров автомобильных концернов исключительно о показателях очередного квартального отчета и полное игнорирование ими перспектив развития ведут к разрушению экономики страны и созданию очагов социальной напряженности», — заявил Видекинг в интервью журналу Der Spiegel.

Однако очевидные выгоды от перемещения производства в восточноевропейские страны