Немецкий десант в Калуге

Русский бизнес
«Эксперт» №41 (535) 6 ноября 2006
Похоже, в Калуге немцы готовы создать кластер автопрома: вслед за Volkswagen, строящим там автосборочный завод, Siemens приобрел 51% акций компании «Автэл» — калужского производителя электронных автокомпонентов
Немецкий десант в Калуге

Не прошло и трех дней после закладки первого камня на будущем заводе Volkswagen в поселке Грабцево, входящем в городскую черту Калуги, как другой германский концерн, Siemens, объявил о приобретении 51% акций калужской компании «Автэл». «Российский автомобильный рынок растет на 10 процентов в год, — заявил вице-президент Siemens VDO Automotive Рейнхард Пинцер, — а мы серьезно относимся к таким перспективам». Еще бы, мощность завода, который строит Volkswagen, составит 115 тысяч автомобилей в год. Это самое крупное пока из возводящихся иностранцами в России автосборочных производств. Начало его работы запланировано на осень 2007 года, а выход на полную мощность — в 2009 году. К тому времени вслед за Volkswagen у нас собираются разместить свои фабрики и производители автокомплектующих. Siemens — первый из них.

Не по Сеньке шапка

Компания «Автэл» была основана в 1999 году в Калуге. Ее создали на паритетных началах калужский завод «Автоэлектроника» и московская инжиниринговая компания НПП «Элкар». Вложив в этот бизнес примерно 10 млн евро, они запустили проект по разработке и производству автомобильных компонентов, таких как системы управления двигателем, включающие электронные контроллеры, датчики и топливную аппаратуру. Эти компоненты производились в том числе и по лицензии Siemens. «Автэл» стал первым интегральным поставщиком электронных систем управления двигателем на рынке автомобильной электроники, что оказалось его серьезным конкурентным преимуществом. По словам председателя совета директоров «Автоэлектроники» Андрея Перчяна, основным конкурентом на российском рынке для «Автэла» оставался лишь немецкий Bosch. Проект быстро развивался, и уже к 2005 году объем продаж этой компании перевалил за 35 млн евро. Как утверждает Андрей Перчян, к концу 2006 года выручка «Автэла» должна составить почти 50 млн евро.

Такая бурно растущая компания была оценена немцами достаточно дешево. Хотя сумма сделки не разглашается, по данным «Эксперта», за контрольный пакет «Автэла» немцы выложат ее акционерам, «Автоэлектронике» и НПП «Элкар», примерно 10–15 млн евро. Последние останутся контролировать на паритетных началах 49% уставного капитала «Автэла».

На вопрос, зачем все-таки был продан динамичный бизнес, Андрей Перчян отвечает, что, мол, им самим трудно встраиваться в международную кооперацию с тем же Ford или Volkswagen. Действительно, тягаться с Siemens VDO, одним из ключевых подразделений Siemens, с объемом продаж в 9,6 млрд евро, затруднительно. Этот дивизион немецкого концерна охватывает огромный спектр автомобильной электроники и механотроники: продукты для трансмиссии, электроника для управления двигателем, системы информации и автокоммуникации, куда входят измерительные приборы, аудио- и навигационное оборудование, телематические и мультимедийные системы, подушки безопасности, тормозные системы ABS и проч.

Продав контрольный пакет, участники «Автэла» большую часть денег направят на непрофильные проекты (например, увеличение капитала коммерческого банка «К