Нежеланный EADS

Международный бизнес
«Эксперт» №41 (535) 6 ноября 2006
Нежеланный EADS

Правительство Германии лихорадочно ищет инвесторов, готовых представлять страну среди акционеров европейского аэрокосмического концерна EADS. Беспокойство немецких властей вызвано планами автомобильного гиганта DaimlerChrysler сократить к 2007 году свое присутствие в концерне EADS с 22,5% до 15%. Таким образом, в EADS нарушится годами лелеемый баланс франко-германского влияния — ранее доли немецких и французских акционеров концерна были примерно одинаковы и даже соотношение граждан Германии и Франции среди руководителей EADS строилось на строго паритетной основе.

Чтобы не допустить усиления в EADS позиций Франции (а то и России — в середине октября российский Внешторгбанк приобрел 5% акций концерна), канцлер Германии Ангела Меркель обратилась к крупнейшим немецким компаниям с просьбой выкупить акции, принадлежащие DaimlerChrysler. Реакция бизнес-сообщества, однако, оказалась более чем прохладной. Известно, что от участия в сделке однозначно отказалась страховая компания Allianz. Председатель совета директоров Commerzbank Клаус-Петер Мюллер предпочел дать уклончивый ответ, в котором не исключил возможности участия своей компании в покупке акций, но лишь в том случае, если интерес к акциям концерна проявят и другие участники рынка, что само по себе маловероятно. Жестче всех отреагировал Deutsche Bank. Несмотря на то что Ангела Меркель лично встретилась с председателем совета директоров банка Йозефом Аккерманном и настойчиво просила его выкупить акции EADS, Аккерманн наотрез отказался выполнить эту просьбу.

«Столь холодная реакция объясняется тем, что правительство ФРГ просит у своих компаний выложить деньги — это примерно миллиард евро — за сам факт немецкого присутствия в EADS, ничего не обещая взамен. Потенциальные инвесторы прекрасно понимают, что, если они приобретут акции EADS, эти бумаги будут лежать в их портфелях мертвым грузом. С точки зрения прибыльности акции EADS совершенно не привлекательны, также весьма затруднительной будет перепродажа купленного у DaimlerChrysler пакета, поскольку правительство Германии снова будет требовать передать его лишь в руки немецкой компании», — пояснил «Эксперту» исполнительный директор торгово-промышленной палаты Франкфурта Ханс-Йоахим Отто. Кроме того, устав EADS составлен таким образом, что владельцы даже больших пакетов акций, если они не числятся среди основателей концерна, имеют очень мало возможностей влиять на принятие решений внутри компании. Неудивительно, что мало кто из немецких компаний готов выделить такую огромную сумму лишь ради поддержания национальных интересов Германии.

Франкфурт-на-Майне