Роскошь выросла на 10%

Экономика и финансы
«Эксперт» №41 (535) 6 ноября 2006
Роскошь выросла на 10%

Мировой рынок предметов роскоши, пришедший в упадок из-за роста пессимистических настроений после событий 11 сентября 2001 года, переживает новый расцвет. Об этом свидетельствуют данные исследования маркетинговой службы Bain & Company, проведенного по заказу итальянской ассоциации Altagamma, объединяющей 53 ведущих национальных производителей товаров высшего класса в области моды, дизайна, производства автомобилей, мебели, ювелирных изделий и деликатесных продуктов питания. По прогнозу Bain & Company, в 2006 году рост мирового рынка товаров высшего ценового сегмента составит 8–10% и достигнет примерно 160 млрд евро (в 2005 год рынок предметов роскоши вырос на 9% до 146 млрд евро). Одежда занимает 32% рынка, духи и косметика — 23%, ювелирные изделия и часы — 20%, модные аксессуары (кожаные изделия, обувь, шелковые изделия и очки) — 19%, деликатесы — 3%, а остальные 3% приходятся на более узкие сегменты, такие как аксессуары для дома.

Крупнейшим рынком предметов роскоши остаются Соединенные Штаты, где в 2005 году объем продаж составил 52 млрд евро (прирост 9%). При этом на американском рынке европейские бренды стабильно доминируют над доморощенными. Сама Европа с объемом рынка 50 млрд евро — на втором месте (рост на 7%). Значительную часть роста на этом насыщенном рынке обеспечили туристы из Японии, Китая, России и Индии. Япония, традиционная надежда и опора продавцов роскоши, в прошедшем году не подвела, продемонстрировав рост на 11%, в основном за счет товаров категории «доступная роскошь» и продукции наиболее известных глобальных брендов. Настоящим золотым Эльдорадо обещает стать Азия (страны помимо Японии), где при объеме рынка всего 15 млрд евро наблюдался рост в 16%, притом что в Индии рост составил 25%, а в Китае — целых 70%.

Россия в качестве самостоятельного игрока пока не фигурирует, но наряду с Китаем и Индией это один из самых многообещающих рынков роскошных товаров. Достаточно сказать, что в текущем году итальянский экспорт в Россию вырос на 45%, в то время как в целом объемы экспорта Италии, по прогнозам, должны увеличиться на 11%. При этом львиную долю ввозимых к нам из Италии товаров можно причислить к предметам роскоши.

Не во всех сегментах рынка роскоши в 2005 году успехи были одинаковы. Наибольший прирост объема продаж обеспечило производство кожаных изделий, в том числе сумок, где показатель роста составил 18% (в США и Японии он был выше — 20%). Хорошо продавались драгоценности (12% роста) и часы (11%). По мнению экспертов Bain & Company, дела у ювелиров шли на поправку благодаря возрождению сегмента «суперроскоши». Мужская одежда продавалась лучше женской (12% против 11%). При этом и среди мужчин, и среди женщин хороший сбыт имели линии «облегченного» ценового сегмента, в том числе линии дорогой спортивной одежды. В то же время дорогая представительская одежда продавалась в основном в сегменте мужской моды. Аналогичная тенденция наблюдается на рынке белья (10% роста) — мужчины испытывают все большее пристрастие к ис