Где тут место для местного капитала?

Русский бизнес
Москва, 13.11.2006
«Эксперт» №42 (536)
У группы компаний «Электроника» необычный слоган: «Мы родились и работаем в Нижнем Новгороде». Сохранить эту исконную принадлежность бизнеса здесь считают важным и для себя, и для экономической стратегии региона

«Мне понравилось их отношение. Великолепное оборудование, очень дорогое — Италия натуральная, не Китай. Дизайн смелый, запоминающийся. И готовят вкусно. Я пришел, когда они открылись, поел: батюшки, ребята, как здорово-то! И демократичные цены. А боялся, когда они сюда пришли, потому что местный бренд, а не международный». С Александром Кузнецовым, генеральным директором нижегородской группы компаний «Электроника», мы гуляем по торговому центру «Золотая миля», открытому в мае этого года. Спускаемся в подвал, где еще идут строительно-ремонтные работы, оборудуется фитнес-центр. «Здесь будет боксерская. Я сам боксер, поэтому мне это интересно», — показывает он на недавно оштукатуренное пространство. «Вон, видите, вывеска кривая. Сейчас разбираться начнем. Все сделаем», — это мы уже ревизуем супермаркет на первом этаже...

Управление торговыми центрами — один из многих рынков, на которых работает «Электроника». Ее бизнес начинался в конце 80-х с видеозалов и дискотек, в 90-е трансформировался в торговлю бытовой электроникой, к которой позднее добавились продуктовая розница, строительство и девелопмент, кинопрокат и спортивно-развлекательные услуги. И везде компания была в лидерах. В последние же два-три года Нижний, как никакой другой региональный центр, стал меккой для глобальных, федеральных и региональных сетевых брендов. В городе обосновались буквально все: «М.видео», «Эльдорадо», DOMO (Казань), Metro Cash & Carry, Spar, «Перекресток», «Рамстор», «Копейка», «Пятерочка», «Карусель», «Магнит» (Краснодар). Последний эшелон, куда вскочили Real (группа Metro), «Ашан», «Патэрсон», «Мосмарт» и питерская «Лента», прибывает в последнем квартале 2006 года. Ну в крайнем случае в 2007 году, как «Техносила». На рынок коммерческой недвижимости кроме напористых столичных товарищей в качестве финального жизнеутверждающего аккорда этой осенью пришла ИКЕА со своей гигантской «Мегой».

Не сразу поймешь, что в этой ситуации может веселить местный крупный бизнес — ту же «Электронику». Александр Кузнецов то и дело прыскает от смеха, словно старшеклассница. Потом догадываешься: он радуется, потому что ему интересно, всегда есть, куда продолжать жить. И сдать малую родину с потрохами пришлым игрокам было бы противно этому его коренному интересу.

— Вы считаете себя лидером бизнеса в городском масштабе?

— Хотелось бы, конечно, но это уже не совсем так. В бытовой электронике считается, что у «Эльдорадо» и «М.видео» по двадцать пять процентов рынка, а у нас двадцать процентов. В продуктовом ритейле у нас совсем маленькая доля. А вот в кинопрокате мы лидеры, держим процентов семьдесят рынка, остальное у «Каро-фильма». Но они, по-моему, пока работают в убыток…

— А почему в убыток?

— Такой рынок. Зарплаты в городе — до десяти тысяч. «Макдоналдс» в середине девяностых построил два ресторана, потом третий, так его до сих пор кормят первые два, а четвертый так и не построен. Еще одна фирма, когда открывала магазин, свежие креветки и мидии из Европы самолетами возила. Сейчас уже

У партнеров

    «Эксперт»
    №42 (536) 13 ноября 2006
    Водка
    Содержание:
    Водочная эпидемия

    Ужесточение алкогольной политики — вопрос сотен тысяч человеческих жизней, а в конечном итоге — выживания нации

    Обзор почты
    Наука и технологии
    Реклама