Вагончик тронулся

Реформа российских железных дорог, до сих пор носившая академический характер, перешла в практическую плоскость. В ближайший месяц правительство должно определить, в чьем ведении окажется самый прибыльный вид перевозок — грузовой

Дискуссия РЖД с Минтрансом по поводу механизмов реализации третьего этапа реформирования монополии перешла в стадию открытой конфронтации. Президент РЖД Владимир Якунин прямо обвинил чиновников Федерального агентства железнодорожного транспорта (ФАЖТ входит в структуру Минтранса) в лоббировании частных операторов подвижного состава в ущерб интересам РЖД. По его словам, разработанная агентством концепция целевой модели рынка железнодорожного транспорта предусматривает перераспределение доходов РЖД от перевозки грузов в пользу частных компаний. Согласно этому документу полностью конкурентный рынок грузоперевозок на железной дороге должен появиться уже в следующем году. При этом, по мнению директора ФАЖТ Игоря Ромашова, всем частникам необходимо разрешить продавать услуги локомотивной тяги. А чтобы этот процесс шел быстрее, ФАЖТ предлагает зафиксировать тариф для РЖД и ее дочерних компаний, а частным операторам установить коридор тарифа, но так, чтобы он был ниже, чем у РЖД. По словам Якунина, «это тот самый случай, когда некоторые чиновники пытаются сесть не в свои сани». Тем не менее, если это произойдет, прямые потери РЖД к 2010 году превысят 150 млрд рублей. Выход из этой ситуации в РЖД видят только один — вывести грузовой перевозочный бизнес из-под государственного регулирования. Это можно сделать, создав на базе монополии стопроцентную «дочку» — ОАО «Грузовая компания РЖД», которая будет работать в тех же условиях, что и частные операторы подвижного состава. От того, насколько быстро и эффективно удастся разрешить эту проблему, зависит не только будущее РЖД, но и перспективы всего рынка грузовых железнодорожных перевозок в России.

Вагонный передел

Первый этап либерализации рынка начался три года назад, когда в тарифе на железнодорожные перевозки была особо выделена плата за пользование подвижным составом — так называемая вагонная составляющая. Согласно новым правилам собственник вагонов получил скидку с тарифа на перевозку грузов на величину «вагонной составляющей» (она варьируется в зависимости от типа вагона и расстояния перевозки, но в среднем составляет около 15%). То есть компания, обладающая собственным парком, может предлагать клиентам свои услуги по более низким (в сравнении с установленными тарифами) ценам. По словам председателя совета директоров Дальневосточной транспортной группы Раисы Паршиной, в результате резко вырос спрос на подвижной состав со стороны частных компаний. В формирование собственного парка вагонов независимые операторы вложили не менее 100 млрд рублей, а общее число вагонов под их управлением превысило 300 тыс. единиц. Резко выросла и доля частников в общем объеме перевозки грузов. Если два года назад она едва дотягивала до 20%, то сейчас этот показатель уже превышает 35%. «Через два-три года у частных операторов будет столько же вагонов, сколько и у РЖД, а доля частников на рынке вырастет до пятидесяти процентов», — уверена г-жа Паршина. Но это, пожалуй, единственный положительный результат, которого удалось дост

У партнеров

    «Эксперт»
    №42 (536) 13 ноября 2006
    Водка
    Содержание:
    Водочная эпидемия

    Ужесточение алкогольной политики — вопрос сотен тысяч человеческих жизней, а в конечном итоге — выживания нации

    Обзор почты
    Наука и технологии
    Реклама