Плохо объяснили

Экономика и финансы
Москва, 04.12.2006
«Эксперт» №45 (539)
Российские компании не видят различий между факторингом и кредитованием под уступку прав денежных требований. В результате в 2006 году объем российского рынка факторинга окажется на 4–5 млрд долларов меньше прогнозов

В конце ноября стало известно, что фонд прямых инвестиций Russia New Growth Fund, находящийся под управлением Troika Capital Partners, вошел в состав акционеров факторинговой компании «Еврокоммерц». В результате продажи контрольного пакета акций к концу 2006 года компания планирует довести собственный капитал до тридцати с лишним миллионов долларов, а к концу 2007 года — до ста миллионов. В лице нового акционера компания приобрела партнера, способного обеспечить ее необходимыми для развития финансовыми ресурсами.

Интерес фонда к «Еврокоммерцу» объясняется тем, что основным направлением инвестирования Troika Capital Partners являются отрасли, растущие вслед за расширением потребления в стране. К таким отраслям относится и факторинг, обслуживающий преимущественно поставщиков розничных сетей.

Как показывают обзоры рынка факторинговых услуг, проводимые «Эксперт РА», этот сектор в России развивается стремительными темпами. По данным полугодового исследования, объем рынка (по показателю «уступленная дебиторская задолженность») за первую половину 2006 года составил 3,5 млрд долларов*. Таким образом, рынок за полгода вырос на 30%. Если темпы роста до конца года сохранятся, то объем рынка за 2006 год составит порядка 7–8 млрд долларов, в то время как по итогам прошлогодних наблюдений давались прогнозы в 10–11 млрд долларов.

Где потерялись миллиарды

Практически с самого своего возникновения, после дефолта 1998 года, рынок ежегодно удваивался, поэтому можно было бы предположить, что он достиг определенного уровня насыщения. Однако если сравнить с мировыми объемами, станет понятно, что говорить об этом несколько преждевременно. Совокупный объем мирового рынка факторинга по итогам 2005 года, по данным Международной факторинговой ассоциации (IFC), составил 1 трлн евро, таким образом увеличившись только лишь за последний год на 18,7%. Доля рынка факторинга в ВВП различных стран Европы колеблется от 1% в Польше до 12% в Великобритании. В России это чуть меньше 1%. Однако если в начале своего развития никто просто не знал, что такое факторинг, то сейчас разные компании и банки под одним словом «факторинг» предлагают по сути два разных продукта, и это серьезная угроза для дальнейшего развития. Первое значение — финансирование под уступку прав денежных требований, то есть по сути форма беззалогового кредитования. Под вторым, классическим, значением понимается ситуация, позволяющая клиенту передать на аутсорсинг факторинговой компании управление дебиторской задолженностью, получить защиту от кредитных рисков и рисков ликвидности, при этом избавиться от проблемы нехватки оборотного капитала.

Если бы эти продукты, как на Западе, были четко разделены, то, по оценкам участников рынка, спрос на каждую услугу как минимум был бы в два раза выше. Клиенты могли бы лучше ориентироваться в различных продуктах и выбирать те, которые больше соответствуют целям их развития.

«Если компании нужна информация о потенциальных покупателях своей продукции, если ей необходимо, чтобы кто-

У партнеров

    «Эксперт»
    №45 (539) 4 декабря 2006
    Убийство Литвиненко
    Содержание:
    Господин Полоний

    Убийство Александра Литвиненко — крупномасштабная и крайне опасная провокация, цель которой — радикальное усиление напряжения между Россией и Западом и внутрироссийская дестабилизация

    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама