Триумф блаженных

Культура
Москва, 04.12.2006
«Эксперт» №45 (539)
Выставка «Русский трофей» Александра и Ольги Флоренских задает гуманистические стандарты военно-патриотического воспитания

В Москву приехала выставка Александра и Ольги Флоренских «Русский трофей», уже побывавшая в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Государственный Центр современного искусства на время превратился в военно-исторический музей с батальными полотнами, военными мундирами, неприятельскими флагами, образцами аэрофотосъемки и трофейными фильмами — всем тем, чему положено быть в музее такого рода. С той лишь разницей, что коллекция эта, одна из многих, собранных Флоренскими, вся целиком и есть произведение искусства.

Из экспедиции в кунсткамеру

Создавать сразу целые коллекции — занятие, принятое у художников-концептуалистов. Они, заимствуя метод у ученых, отправляются в метафизические экспедиции — археологические, этнографические, фольклорные; там обнаруживают свои объекты, из которых и собирают маленькие кунсткамеры, архивы, депозитарии, снабжают экспонаты документами, описывают их происхождение, дают инвентарные номера, музеефицируя тот или иной фрагмент действительности.

Флоренские, в середине 80-х ставшие одними из основателей художественной группы «Митьки», просуществовавшей до начала 90-х, в этом собирательстве особенно преуспели. В 1994-м Александр создал «Русский альбом». Это была коллекция собирателя наивного искусства — копии известнейших русских картин, написанные по репродукциям. Затем последовал «Русский дизайн» Ольги Флоренской — изделия неких самоделкиных, от дефицита и тоски мастерящих долгими зимними вечерами полезные в хозяйстве приспособления. Затем появились и сливки «русского дизайна» — «Русский патент», или приборы «профессора Н. Н. Сологубникова» — самоделкина дипломированного. Вместе Флоренские отправились в этнографическую экспедицию, и получилось «Движение в сторону ЙЫЕ. Материалы экспедиции профессора Баринова» (ЙЫЕ — это народ, чьи поделки профессор и открыл для научного сообщества). В Петропавловской крепости в конце 90-х Флоренские показали коллекцию приборов, созданных блаженными, не ведающими наших обычных часов, но чувствующими непреодолимую потребность как-то измерить время. То было «Местное время. Развитие хронометрии в России» — в сущности, раздел того же «Русского дизайна», только с «часовым» уклоном.

Одним словом, Флоренские, подобно просветителям прошлого, основали уже не один музей. Теперь вот и музей военно-исторический.

Субмарина крупных размеров

Любой военно-исторический музей, оплот военно-патриотического воспитания, состоит наполовину из сохранившегося в боях оружия и предметов военного быта, наполовину из трофеев. У Флоренских все сплошь трофеи, кем-то когда-то захваченные в какой-то войне, а теперь превратившиеся в научные трофеи тех, кто по остывшим полям сражений, засыпанным окопам и заброшенным блиндажам собирал военные раритеты. В любом военно-историческом музее, как бы ни строилась его экспозиция, всегда есть невидимая граница, отделяющая экспонаты «наши» от экспонатов неприятельских. У Флоренских она тоже формально существует. По крайней мере, есть «Флаги основных неприятельских стран» и «Флаги основны

У партнеров

    «Эксперт»
    №45 (539) 4 декабря 2006
    Убийство Литвиненко
    Содержание:
    Господин Полоний

    Убийство Александра Литвиненко — крупномасштабная и крайне опасная провокация, цель которой — радикальное усиление напряжения между Россией и Западом и внутрироссийская дестабилизация

    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама