О стратегическом лице правительства

Разное
Москва, 11.12.2006
«Эксперт» №46 (540)

В одной из статей, посвящённых свежей инициативе министра финансов по радикальному реформированию всей бюджетной политики страны, сказано, что Кудрин «в какой-то мере спасает лицо правительства, показывая, что его члены способны мыслить стратегически». В какой-то мере это бесспорная правда: появления хоть какого-нибудь правительственного документа о многолетней перспективе публика уже и ждать перестала, а у Кудрина речь прямо-таки о 2046 годе, да ещё и с цифирками. Решился человек выйти за жалкие рамки рассуждений в пределах двух, от силы четырёх лет — честь и хвала. Теперь вопрос о качестве явленного стратегического мышления.

Напомню, что по поручению президента и премьера Минфин должен был к началу декабря представить концепцию дальнейшего развития стабфонда — имелось в виду выделение из него фонда будущих поколений (ФБП). Вместо этого Кудрин выкатил предложение вести отдельный расчёт нефтегазовых и прочих доходов государства и бюджет формировать, опираясь исключительно на последние. Коротко говоря, сейчас часть нефтегазовых доходов откатывается в стабфонд — впредь, по Кудрину, следует все углеводородные доходы казны откатывать в отдельный карман (теперь он будет называться «нефтегазовый фонд»), а уже оттуда покрывать дефицит бюджета «нефтегазовым трансфертом», не превышающим заранее установленной законом величины. Сам нефтегазовый фонд будет делиться на две части: резервный фонд и фонд сбережений; последний, надо понимать, и есть заказанный Путиным ФБП. Отличаться эти фонды будут по принципам инвестирования: один будет вкладываться предельно консервативно (госбумаги США и проч.), а другой — с неким акцентом на эффективность вложений, но вкладывать все деньги предполагается за кордоном. Доход от инвестиций будут сваливать обратно в фонд и опять инвестировать вне России. В результате через сорок лет дефицит бюджета можно будет закрывать доходами от ранее вложенных средств — и чёрт с ней, с нефтью, которая к тому времени, по базовой гипотезе Кудрина, как раз и закончится. Всё это не очень ново: скажем, в августе Минфин уже публиковал бумагу под названием «Методология формирования ненефтегазового (словечко-то, а?) баланса бюджета РФ». Но там речь шла всего о 2020 годе, здесь горизонт чуть не втрое дальше; там необъятной России не сулили в награду за умеренность и аккуратность сладкую долю рантье, здесь — сулят.

К предложениям Кудрина можно обоснованно цепляться по деталям; в целом же, на мой взгляд, ничего страшного в них нет: методические соображения не хуже ныне действующих и вообще вполне допустимы — в некоторых странах успешно работают более или менее сходные конструкции, — а конкретные цифры можно обсуждать. Что ужасает в этих предложениях, так это именно попытка заместить счетоводством стратегию. Минфиновская конструкция основана на таком наборе гипотез: в ближайшие сорок лет всё пойдёт так же, как шло до сих пор, только нефть у нас кончится. И Кудрин был бы кругом прав, если бы не два простых вопроса: правдоподобно ли, чтобы мир в предстоящ

У партнеров

    «Эксперт»
    №46 (540) 11 декабря 2006
    Китай
    Содержание:
    Внутреннее развитие через глобальную экспансию

    Переориентация на внутренние источники роста, развитие здравоохранения и образования, повышение энергоэффективности экономики, большее внимание к вопросам экологии и превращение китайских компаний в глобальных лидеров — за счет этого Китай планирует стать ведущей экономикой мира ко второй половине XXI века

    Обзор почты
    Реклама