Динозавры возвращаются

Москва, 15.01.2007
«Эксперт» №1-2 (543)
Отсутствие в России ясной промышленной политики привело к появлению сразу нескольких многопрофильных промышленных монстров типа корейских чеболей, которые в большинстве случаев не могут эффективно конкурировать на мировом рынке

Наша страна окончательно перешла на новую модель развития госсектора экономики. Еще в прошлом году, прекратив волевым решением все дискуссии о поисках баланса между частным и государственным капиталом в ключевых отраслях народного хозяйства, власть не колеблясь выбрала последний вариант, сделав ставку на создание крупных госкорпораций, прежде всего в сфере добычи и переработки углеводородов. Уже сейчас можно сказать, что это решение себя отчасти оправдало. Быстро разделавшись со множеством мелких газовых компаний и приобретя долю в «НоваТЭКе», укрупненный «Газпром» триумфально вошел в проект «Сахалин-2», став контролирующим акционером его компании-оператора. А крупнейшая нефтяная компания страны — «Роснефть» не только успешно консолидировала в рамках единой структуры свои многочисленные добывающие и перерабатывающие предприятия, став фактически полноценным концерном, но и смогла существенно расширить свою ресурсную базу за счет покупки в альянсе с китайцами «Удмуртнефти» и приобретения более десятка новых лицензий на освоение месторождений в Красноярском крае и Иркутской области. В результате «Газпром» и «Роснефть» прочно заняли лидирующие позиции в рейтингах ведущих нефтегазовых корпораций мира с многомиллиардной капитализацией. Но, укрепив позиции в ТЭКе, власть взялась за создание государственных гигантов и в других стратегически важных отраслях экономики. При этом список таких отраслей был многократно увеличен. Сейчас в орбите интересов новых госкорпораций оказались едва ли не все мало-мальски эффективные предприятия, от транспортных компаний до машиностроительных заводов и металлургических производств.

Крылатый ковчег

Самым амбициозным проектом российских властей стало учреждение Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) с капитализацией почти 100 млрд рублей, в которую вошли все отечественные разработчики и производители самолетов. Костяк нового авиагиганта составили знаменитые авиационные КБ и заводы, контролирующиеся государством, — АХК «Сухой», РСК «МиГ», «Туполев» и «Ильюшин», а также две лизинговые компании и внешнеторговое объединение «Авиаэкспорт». В сумме эти активы обеспечили федеральному центру 90,1% акций ОАК. Оставшийся пакет поделили между собой контролирующие акционеры частной корпорации «Иркут», куда входит ОКБ имени Яковлева и ТАНТК имени Бериева. Таким образом, новый авиагигант с момента своего образования стал монополией. По решению президента России Владимира Путина, председателем правления ОАК был назначен глава «МиГа» и крупнейший акционер «Иркута» Алексей Федоров, а совет директоров корпорации возглавил вице-премьер Сергей Иванов. Предполагалось, что высокий статус руководителей авиагиганта и прямая поддержка президента позволят в кратчайшие сроки провести реформу российского авиапрома. Для этого необходимо устранить внутреннюю конкуренцию, прекратив дублирование разработок, сократить избыточные производственные мощности и выработать четкую стратегию развития компании на ближайшие годы, прежде всего определив ее м

У партнеров

    Реклама