Меньше менеджеров, больше трюфелей

Москва, 15.01.2007
«Эксперт» №1-2 (543)
После длительного периода экстенсивного роста российские компании начинают задумываться об увеличении прибыли за счет оптимизации управленческих процессов

В 2006 году многие российские предприятия резко улучшили свои финансовые показатели. Так, у десятка игроков, попавших в поле зрения «Эксперта», чистая прибыль выросла минимум в полтора, а максимум — в три раза.

Приращение пущенного в ход капитала — экономическая основа развития любого бизнеса. В деле все служит одной цели — увеличить разницу между выручкой и затратами, при этом чем больше масса этой разницы, тем лучше. Отечественный бизнес первым делом освоил сокращение издержек в производстве.

«Что касается производства, то многим нашим клиентам уже удалось добиться оптимизации затрат: на это было потрачено много сил и инвестиций в технологии», — утверждает партнер компании «ЭКОПСИ Консалтинг» Роман Иванов. Конечно, процесс продолжается. Из тех, кто дал нам комментарии относительно роста своей прибыли, две компании сообщили о достижениях в области производства. Например, аналитический отдел екатеринбургского предприятия ОАО «Жировой комбинат» считает, что в почти полуторный рост чистой прибыли за девять месяцев прошлого года по отношению к аналогичному периоду 2005-го значительный вклад внесли автоматизация и механизация некоторых участков производства, позволившие сократить ручной труд и повысить производительность труда на 24,1%. В розничной сети «Седьмой континент» полагают, что улучшение отношения чистой прибыли к выручке, выросшего с 6,4% за первые девять месяцев 2005 года до 6,9% в прошлом году, связано в первую очередь с внедрением автоматизированных информационных терминалов, повысивших эффективность логистики и управления запасами.

Однако прорыва в росте эффективности, видимо, следует ожидать не в производственной сфере, а в управленческой. Дело в том, что многие компании в последние годы находились в стадии экстенсивного роста. Это давало определенные преимущества: возможность за счет расширения сферы влияния наращивать продажи и массу прибыли. Тот же Екатеринбургский жировой комбинат основной причиной своих успехов считает доступ к новым рынкам сбыта, обеспеченный присоединением предприятия к группе компаний «Русагро» и, как следствие, подключением к ее дистрибуторской сети. В торгово-производственной мебельной компании «Шатура» пояснили, что рост ее чистой прибыли (почти втрое за девять месяцев 2006 года по отношению к аналогичному показателю предыдущего года) во многом объясняется увеличением на 150 единиц, или в полтора раза, числа собственных розничных точек.

Кроме того, экстенсивный рост позволяет экономить на масштабах. «Весь наш бизнес зависит от объема, ведь многие операционные затраты можно держать в жестких рамках, — уверен Николай Прянишников, исполнительный вице-президент ОАО “Вымпелком”. — Например, национальная реклама. Еще недавно мы не охватывали и полстраны, а сейчас освоили львиную долю регионов, но объемы рекламы остались те же. Кроме того, мы добиваемся скидок на оборудование, SIM-карты и так далее». («Вымпелком» по показателю OIBDA Margin — одна из лучших компаний в России: по результатам третьего квартала этот по

У партнеров

    Реклама