Его будут критиковать и справа, и слева

Москва, 15.01.2007
«Эксперт» №1-2 (543)
Политика в России имеет внутренние источники развития и уже не может полностью управляться из одного центра, считает глава комитета по законодательству Госдумы РФ Владимир Плигин

Председателя комитета Государственной думы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимира Плигина отличает удивительная конструктивность. Он никогда не обсуждает проблему, заканчивая негативным «все пропало», а, напротив, всякий раз настойчиво ищет вариант решения. Если коротко изложить его понимание сегодняшней внутренней и внешней политической ситуации в стране, то оно будет звучать так: «У России нет слабостей, с которыми она не могла бы справиться, и нет недостатков, за которые ей должно быть стыдно перед внешним миром».

— Два года назад в интервью «Эксперту» вы говорили, что России потребуется много времени, чтобы построить эффективное государство, однако, тем не менее это возможно. Какие сдвиги — позитивные, негативные, — произошли за эти два года?

— Эти сдвиги оценить сложно, потому что любая оценка может быть подвергнута критике, как раньше говорили, «как справа, так и слева». Но, несомненно, за два года многое изменилось. Во-первых, был сохранен вектор формирующейся стабильности. И если не иметь в виду возможные проблемы 2007–2008 года, которые бы я не преувеличивал, то очевидно, что российская государственность укрепляется. Создан новый каркас государства. И хотя некоторые меры, которые были приняты по выстраиванию этого каркаса, были вынужденными, они прижились и на этой стадии развития государственности придали ей позитивное качество — была выстроена вертикаль власти. Прежде всего я имею в виду усиление роли федерального центра в назначении глав субъектов РФ. За счет этого была преодолена зависимость руководителя субъекта от финансовых групп влияния на соответствующей территории, что, кроме всего прочего, способствовало снижению криминального давления на выборы. Хотелось бы, правда, чтобы этот механизм сохранился не надолго и по мере выравнивания отношений между федеральным центром и субъектами РФ, а также по мере стабилизации обстановки в стране мы бы перешли на принципы выборности главы субъекта РФ.

Второй аспект — введение дополнительных критериев формирования политических партий и их участия в борьбе за власть. Это привело к систематизации политического поля. Сегодня в федеральных выборах могут участвовать от пятнадцати до двадцати политических партий, и они, конечно же, представляют весь спектр политических взглядов. Иногда западные исследователи даже оценивают такое разнообразие как избыточное, потому что оно не дает обществу точного представления о наборе политических взглядов. Тем не менее тенденция к формированию прозрачного партийного политического поля есть.

Вот те сдвиги, о которых можно говорить. Но самое главное, что стране удалось сохранить свое мирное существование. В период, о котором мы говорим, произошло несколько трагедий, связанных с террористическими актами, и то, что нам удалось сохранить мир на своей территории и достичь успехов в борьбе с терроризмом, — крайне важно.

Что касается негативных моментов, то к ним бы я отнес появление неких экстремистских тенденций, на которые госуд

У партнеров

    Реклама