Длинная воля и деревенское спокойствие

Москва, 15.01.2007
«Эксперт» №1-2 (543)
Появившиеся в первой половине 2000-х годов новые отечественные производители потребительских товаров сегодня успешно конкурируют как со старожилами этого рынка, так и с иностранцами. В следующем году свой успех они планируют подкрепить инвестициями в продвижение продукта и налаживание коммуникаций с потребителем

В прошлом годовом номере мы писали о тенденции поглощения иностранным капиталом отечественных производителей, работающих на потребительском рынке. Честно говоря, мы переживали, что эта тенденция сохранится и в 2006 году. Однако, к счастью, процесс остановился: в прошлом году лишь немногие отечественные компании сошли с «пути воина». Более того, на рынке стало ощутимым присутствие большого числа новых отечественных компаний, которые претендуют на то, чтобы стать лидерами своих отраслей. Пожалуй, это главный тренд развития потребительского рынка в минувшем году.

Мы увидели потенциальных новых лидеров, «новую волну», в основном региональные компании, которые начали развиваться после 2001 года и сегодня успешно конкурируют с компаниями «первой волны», рожденными в 90-е годы. Например, в мебельной индустрии в том году были заметны концерн «Катюша» (торговая марка «Дядьково», Брянская область), производитель дешевой мебели компания «Столплит» (на сегодняшний день вторая после «Шатуры» по объему продаж корпусной мебели). На рынке постельного белья упрочила свои позиции фирма «Нордтекс» (бывший холдинг «Яковлевский», уже четырнадцать лет занимается текстилем, но в сфере постельного белья сравнительно недавно). Динамично развивались в минувшем году новые производители джинсовой одежды, в основном из южных регионов страны: компании «Гипад», ИЛС, MoroZoni — все они контролируют производственный цикл и розницу; в пищевой промышленности это мясоперерабатывающая компания «Велком» и производитель молочной продукции «Русское молоко». Несколько заметных региональных производителей появилось в кондитерской промышленности, одежной и обувной индустрии.

Большинство компаний «новой волны» развиваются в разы быстрее, чем их отрасли. Правда, заметим, что темпы роста отраслей в натуральном выражении в минувшем году несколько снизились: например, пищевая отрасль выросла за год на 2–4%, косметическая — на 8%, мебельная — на 16%, одежная — на 20%. В предыдущие годы темпы роста отраслей были на 2–4 процентных пункта выше. Развитие новых компаний вполне объяснимо: они только начинают завоевывать рынок, хотя по объемам продаж многие из них уже близки к компаниям-старожилам, как правило, являющимся лидерами своих рынков. Впрочем, мало кто из новых производителей сегодня озабочен большими объемами продаж и долями рынка. В основном они работают в средней рыночной нише и потому больше думают о качестве своего продукта и о том, как донести это качество до потребителя.

Работа над ошибками

Почему же эти компании «выстрелили» именно сейчас? Прежде всего потому, что большинство из них к прошлому году завершили создание производственно- технологической цепочки и понемногу стали выходить из инвестиционной фазы развития. Оснащено производство, разработан и производится адекватный рынку ассортимент, придуманы бренды, сделаны первые попытки создания системы сбыта и продвижения продукта. Все это молодые компании осуществили гораздо быстрее, чем их предшественники. «Сегодня в регионах появил

У партнеров

    Реклама