Хозяева историй

Книги
«Эксперт» №4 (545) 29 января 2007
Хозяева историй

«Ленин… Наполеон…Хеопс… (…) Почему они такие большие?.. Такие непомерно… огромные? А я маленький-маленький… Это ужасно. (Пауза.) Шекспира быть не могло. И Гомера не было. “Быть или не быть” — было и есть. А Шекспира нет и не было. И быть не может. И Гомера не может. Быть. Не может и не могло. (Пауза.) Ну изберут меня президентом… Ну дадут мне советников…А дальше что? Я же маленький… маленький…»

«Истории» — компактная диверсия из города трех революций, осуществленная одной питерской суперзвездой и одной просто звездой. Первая — Татьяна Москвина, критик, театро- и киновед, прозаик («Смерть это все мужчины»), женщина с бронебойным художественным темпераментом и широчайшим сектором интеллектуального огня. Вторая (второй) — Сергей Носов, начавший писать пьесы раньше, чем романы, но прославившийся именно последними («Хозяйка истории», «Грачи улетели»). Способ диверсии — драматургия: не то чтоб «новая», не «театр.док», опрокидывающий и топчущий «гриндерсами» традиционную эстетику, — нет; девять пьес (четыре от Москвиной, пять от Носова), некоторые — уже поставленные, умело расшатывающие эту самую эстетику изнутри, обманывающие ее, обставляющие, обыгрывающие.

Чтение на диво увлекательное — плавит ли леди М. читателя своей эффектно-экспрессивной, язвительно-лирической фантазией, то сводя юную русскую Алису бизнес-класса с графом Дракулой-братом, то наслаивая божественную мистерию на побулькивание быта; заборматывает ли его мистер Н., ловко оплетая жутковатой абсурдистской паутиной (цитата в начале была из его «Страшилок обыкновенных»). Вакцина иронии и эрудиции, явно впрыснутая всем девяти пьесам, гарантирует, конечно, их от высокой болезни шедевральности — открытий и переворотов под этой обложкой нет; но она же наделяет их лихостью и адекватностью — тоже, знаете, редкость, по нашим-то временам.