Копируй с миром!

Общество
«Эксперт» №4 (545) 29 января 2007
Массовое распространение интернета грозит ввергнуть мир копирайта в изматывающие войны. Либертарианцы призывают реформировать институт копирайта, медийные гиганты бьются за его ужесточение, а программисты взламывают одну защиту за другой. Об интересах авторов все давно забыли
Копируй с миром!

Популярные издания обожают тешить своих читателей историями о нелепых законах, принятых когда-то в той или иной стране. Однако то, что происходит сегодня в сфере авторского права — огромные штрафы и уголовные сроки, — места для веселья по поводу нелепых законов прошлого почти не оставляет. Вот свежий пример — закон, запрещающий посылать эсэмэски во время сеансов в кинотеатре. Выглядит совсем уж нелепо, между тем представители киноиндустрии его всерьез лоббировали: якобы предупреждая друг друга эсэмэсками о качестве фильма, зрители могут ударить по кассовым сборам. Сегодня, повесив в интернете свое детское сочинение про Гарри Поттера с парой цитат, британская школьница рискует совершить уголовное преступление. Переписав своей жене на ее новый ноутбук свежую вещицу с диска Милен Фармер, законопослушный парижанин может загреметь в тюрьму или получить феноменальных размеров штраф. Изучая, как работает та или иная программа, скандинавский программист должен помнить, что не сегодня завтра к нему может постучаться полиция. Стоит только включить компьютер с доступом в Интернет — и вы не застрахованы от преступления закона.

Год от года ситуация в сфере авторского права пугает все сильнее. К примеру, борясь с недоброжелателями, знаменитая церковь саентологии защищает авторским правом едва ли не все, что может относиться к учению ее основателя Рона Хаббарда, а затем подает в суд на тех, кто без ее разрешения использует в своих выступлениях «защищенные» слова (к примеру, purification — «духовное очищение»). Об этом рассказывает в своей сетевой книге «Антикопирайт» известный российский интернет-деятель Миша Вербицкий. А еще он рассказывает, как война копирайтов погубила группу Sex Pistols, вынудила штат Индиана утвердить законом различные значения числа «π» в диапазоне от трех до четырех и даже позволила арестовать спустя двадцать восемь дней после выхода культовый фильм Терри Гиллиамма «12 обезьян», так как выяснилось, что было снято кресло, похожее на эскиз какого-то дизайнера.

Неужели все так серьезно? Более чем: действуй сто лет назад современные законы, начинающий художник Уолт Дисней едва ли бы смог выпустить свой первый мультфильм о Микки-Маусе «Пароходик Вилли», ведь основой для сюжета он взял картину великого комика Бастера Китона «Пароход Билл». Сегодня это правонарушение. Так что же такое копирайты и почему никто не застрахован сегодня от преступления?

Авторское не для авторов

Британские парламентарии, принимая 7 апреля 1710 года первый в мире закон об интеллектуальной собственности, думали не только и не столько о том, что право автора на произведение и его копирование должно быть защищено стальной броней закона. Куда больше их волновал вопрос борьбы с монополией. Понимая, какие угрозы общественному благополучию несет монополия, народные избранники пытались своим законом ограничить права книгоиздателей, чтобы по истечении определенного срока каждое изданное литературное произведение могло стать общественным достоянием. Писатели же, люди творческог

А что получил автор?

— Люди, очень отличные от нынешней породы пиратских торговцев, скоро нарушат эту невыносимую монополию. Все доступные средства будут использованы для того, чтобы избежать преследования со стороны закона, и вся нация попадет в преступники. На чьей стороне должны оказаться симпатии публики, когда встанет вопрос, должны ли книги наподобие «Робинзона Крузо» или «Пути паломника» находиться в любом доме, или же они должны быть заточены в библиотеках богачей ради выгоды правнука издателя, сотню лет назад заплатившего ничтожную сумму автору, когда тот пребывал в нужде?

Из речи Томаса Маколея, произнесенной в Палате общин Великобритании 5 февраля 1841 года