Успели на раздачу пирога

Повестка дня
«Эксперт» №4 (545) 29 января 2007
Южноафриканский медийный холдинг Naspers приобрел 30% российской интернет-компании Mail.ru за 165 млн долларов. Иностранцам удалось купить один из последних лакомых активов рунета
Успели на раздачу пирога

Naspers — один из лидеров медийного бизнеса не только в Африке, компания владеет активами в Европе, Азии и Северной Америке. В 2005 году совокупный оборот Naspers превысил 2,2 млрд долларов, а капитализация на сегодняшний день составляет 5,7 млрд долларов. В Россию компания стремилась давно. Она вела переговоры о покупке издательского дома «СК Пресс», выпускающего в России преимущественно западные компьютерные и глянцевые журналы, но сделка так и не была заключена. Переговоры о покупке у братьев Ананьевых части их издательского бизнеса — в первую очередь речь шла об «Аргументах и фактах» и «Труде» — также завершились ничем. С интернетом повезло больше. Представители холдинга уверяют, что их привлек динамичный рост российского рынка интернет-рекламы.

Последний и правда демонстрирует высокие темпы развития. В 2005 году оборот рынка составил около 100 млн долларов (40 млн контекстной рекламы и еще 60 млн — медийной). В 2006 году, по оценкам ZenithOptimedia, расходы рекламодателей в рунете выросли еще на 80%. Выход на столь быстрорастущий рынок был интересен многим инвесторам, но ключевых игроков на нем всего три: «Яндекс», «Рамблер» и Mail.ru. Совладельцы «Яндекса» (частные инвесторы и фонд Baring Vostok Capital Partners) уверяют, что в «стратегах» не нуждаются — и в лучшем случае пойдут на IPO. Rambler Media на IPO вышла уже давно, а недавно была приобретена медийным холдингом «Проф-Медиа», оценившим компанию в 500 млн долларов. Так что никого, кроме собственников Mail.ru, среди потенциальных продавцов и не было.

Сделка с Mail.ru окончательно зафиксировала диапазон мультипликаторов стоимости для ведущих российских интернет-компаний. Если учесть рост расходов рекламодателей на 80%, доходы Mail.ru в 2006 году должны составить около 30–34 млн долларов, а прибыль — около 7–8 млн (17,3 млн и 3,1 млн в 2005-м). Так что с учетом последних сделок диапазон мультипликатора P/S закрепился на участке от 15 до 20, а P/E — от 50 до 70.