Мимо почты

Международный бизнес
«Эксперт» №8 (549) 26 февраля 2007
Мимо почты

Администрация США готова усилить давление на правительство Японии, чтобы при приватизации японской почты были учтены интересы американских финансовых институтов. Об этом заявила, выступая в американском конгрессе, представитель США на торговых переговорах Сьюзан Шваб. Желание американцев выйти на японский финансовый рынок и их заинтересованность в приватизации почты вполне понятны: японская почта — крупнейший в мире банк и страховая компания с активами около 3 трлн долларов (примерно четверть всех накоплений японских семей). Изначально в списке финансовых институтов, получивших доступ к продаже инвестиционных продуктов и управлению активами японской почты? кроме местных Daiwa Securities и Nomura Holdings фигурировал американский банк Goldman Sachs. Однако в конечном счете государственный орган контроля за рынком финансовых услуг исключил американский банк из этого списка, обвинив его в нарушении японского законодательства.

Приватизация почты — ключевой элемент реформ, завещанных прежним премьером Дзюнъитиро Коидзуми своему преемнику Синдзо Абэ. В течение ближайших десяти лет почта должна быть разделена на четыре структуры — компанию по доставке почты, компанию по управлению 25 тыс. почтовых отделений, сберегательный банк с активами 226 трлн иен (1,87 трлн долларов) и компанию по страхованию жизни с активами в 114 трлн иен (943 млрд долларов).

Японская почтовая служба была создана в 1971 году, сразу же после революции Мэйдзи, еще до того, как в стране сложилась система коммерческих банков. Почтовый банк по закону не имел права предоставлять займы и играть на бирже. Накопления шли главным образом на финансирование инвестиционных программ в области инфраструктуры, приносивших небольшую прибыль. Но население, привлеченное государственными гарантиями, все равно с удовольствием хранило деньги на сберегательных почтовых счетах. Однако реформатор Коидзуми был недоволен, что столь крупные суммы находятся в управлении государственной бюрократии и вкладываются в малодоходные проекты. По замыслу японских реформаторов, накопления на почтовых вкладах должны быть переданы в управление частным компаниям, которые направят их на финансовые рынки, что придаст дополнительный импульс экономике, которая начала расти только в последние годы после почти полутора десятилетий полного застоя. Приватизация почты будет постепенной: поначалу правительство будет владеть 100% капитала вновь созданных компаний, со временем эта доля станет снижаться. Почтовый банк и страховая компания начнут действовать как обычные рыночные субъекты, им будет позволено расширить круг предоставляемых населению финансовых продуктов и услуг.

На Уолл-стрит опасаются, что приватизированная японская почта, с ее колоссальной армией клиентов и поддержкой правительства, займет ведущие позиции на розничном финансовом рынке страны, и планы американцев проникнуть на этот рынок рухнут.