Страховка для эмитента

Панорама страхования
Москва, 05.03.2007
«Эксперт» №9 (550)
Рынок страхования D&O в России стремительно развивается. Однако интерес компаний к этой услуге обусловлен в основном бумом IPO

Сегодня в России явно начал расти спрос на страхование D&O (directors and officers liability insurance — страхование ответственности директоров и руководителей). Объем рынка D&O составляет 20–40 млн долларов и увеличивается на 30–40% в год. Правда, такие темпы дают в основном бум IPO российских компаний, усложнение и повышение уровня корпоративного управления, а также влияние иностранных инвесторов. Впрочем, до недавнего времени эта услуга и вовсе популярностью не пользовалась. В чем же причина подобного развития событий? Ответить на этот вопрос попытались аналитики Рейтингового агентства «Эксперт РА», которые провели опрос около сотни компаний, планирующих осуществить первичное публичное размещение акций на бирже (IPO).

Зачем нужно D&O?

Объектом страхования D&O является гражданская ответственность топ-менеджеров компании перед третьими лицами, интересам которых может быть нанесен ущерб в результате ошибочных действий, бездействия, неоправданных инвестиций, нарушений законодательства и даже неосторожных публичных высказываний. Истцами в первую очередь могут выступать сами акционеры компании, а также ее сотрудники, контрагенты, кредиторы и надзорные органы. В соответствии с условиями страхового полиса страховщик возмещает не только сумму убытка, но и судебные расходы.

«Однако любой полис D&O содержит исключения, которые не являются страховым случаем, — замечает Вадим Рак, директор по финансовым рискам страхового брокера “Малакут”. — Наиболее типичные исключения — это банкротство компании, пересмотр ее финансовых результатов, иски между страхователями в рамках одного полиса (например, когда два застрахованных директора одного предприятия подают в суд друг на друга), иски мажоритарных акционеров, совершение директором уголовного преступления».

В ходе проведения первичного публичного размещения акций на бирже у компании появляются новые существенные риски. Директора компаний несут личную ответственность за достоверность информации, раскрываемой в ходе IPO. При этом возрастает количество собственников, а значит, и вероятность предъявления претензий третьими лицами. Кроме того, в случае размещения за рубежом возникает вероятность того, что там же могут быть поданы иски.

Для компаний, выходящих на IPO, очень важно показать свою информационную прозрачность и уровень риск-менеджмента. Особенно это актуально при размещении акций на Западе, где страхование ответственности топ-менеджеров давно стало нормой корпоративного управления. И от всего этого зависит, насколько успешным будет IPO компании.

Поэтому крупнейшие российские эмитенты, акции которых торгуются на зарубежных фондовых биржах, уже объявили о наличии полиса страхования ответственности топ-менеджеров, тем самым подчеркнув высокий уровень собственного корпоративного управления. Иначе обстоят дела в среде компаний, только планирующих провести IPO.

На биржу — со страховкой

Результаты опроса, проведенного «Экспертом РА», показали, что полис страхования D&O имеют не более 25% ре

У партнеров

    «Эксперт»
    №9 (550) 5 марта 2007
    Партии
    Содержание:
    В левый угол

    Левосоциалистическая идеология, заявленная на съезде «Справедливой России», значительно ограничила перспективы этой партии и расширила их для «Единой России»

    Обзор почты
    Реклама