Билетный ультиматум

Русский бизнес
Москва, 19.03.2007
«Эксперт» №11 (552)
Если до конца нынешнего года отечественные авиакомпании не смогут начать полноценную торговлю электронными билетами, их исключат из международных отраслевых ассоциаций и глобальных авиационных альянсов

В большинстве стран место на авиарейс можно забронировать через интернет и с помощью пластиковой карточки заплатить за электронный билет. По подсчетам экспертов, электронная коммерция позволяет авиакомпаниям экономить на оборудовании и трудовых ресурсах, необходимых для выпуска бумажных документов, в среднем до 10 долларов на одном билете. В масштабах всей отечественной индустрии авиаперевозок экономический эффект от такого нововведения составит не менее 300 млн долларов ежегодно. Между тем Россия сегодня находится на задворках рынка электронной коммерции. По оценке экспертов Международной ассоциации гражданской авиации (IATA), объем российского рынка интернет-торговли на порядок уступает западным показателям, которые измеряются сотнями миллиардов долларов. Пока наша доля электронных продаж в мировом онлайн-бизнесе слишком мала, она составляет всего 0,01%. Тем не менее активное внедрение электронного билета позволит в значительной степени повысить показатели продаж российских авиакомпаний и активно интегрироваться в международную систему электронной коммерции.

Нет законов, нет билета

В настоящее время более 70% всех билетов, продаваемых в системе взаиморасчетов BSP IATA, являются электронными. При этом ежемесячный прирост продаж достигает 3%, и это без учета данных по США, которые, будучи родоначальниками внедрения электронных продаж, уже в конце 2005 года довели объем электронной торговли практически до 100%. По данным IATA, в целом на американском континенте процент продаж электронных билетов составляет около 55%, в Европе — 45%, в Африке и Азиатско-Тихоокеанском регионе — 30%. Около сорока авиакомпаний в мире способны осуществлять продажу электронных билетов и расчеты по интерлайновым перевозкам, чуть более 70 авиакомпаний выпускают электронные билеты на прямых маршрутах. Иное дело Россия. Самая главная проблема внедрения в нашей стране электронного билета — слишком консервативная нормативно-правовая база, которая не соответствует требованиям динамично развивающегося рынка электронной коммерции. В России до сих пор отсутствуют законы, которые могли бы определить статус электронного билета. Вот и получается, что с бумагой все понятно — это бланк финансовой отчетности, документ, который ясно говорит о том, что его владелец является пассажиром, а вот как квалифицировать электронный билет, российские законы ответа не дают. В реальном мире он не существует, единственное его материальное воплощение — распечатанная на принтере маршрут-квитанция. Но ни таможенный, ни финансовый контроль не примут эту бумажку в качестве законного документа.

Впрочем, вскоре эта ситуация должна измениться, и тогда электронный билет получит путевку в жизнь. По требованиям IATA Россия должна окончательно перейти на электронный билет без использования бумажного носителя уже к концу нынешнего года. В противном случае членство нашей страны в этой организации почти наверняка окажется под вопросом. И это лишь полбеды. Международный глобальный авиационный альянс Sky Team, куда в

У партнеров

    «Эксперт»
    №11 (552) 19 марта 2007
    Выборы
    Содержание:
    Кремлевский гамбит

    Мартовские региональные выборы завершили процесс реформирования партийно-политической системы. За полгода до выборов в Государственную думу у нас практически оформилась новая партийная система

    Обзор почты
    Реклама